15 лет назад, 3 сентября 1992г. в Москве состоялась встреча руководителей России, Абхазии, Грузии и республик, краев и областей Юга России по нормализации обстановки вокруг Абхазии после вторжения войск Госсовета Грузии.

По итогам встречи Бориса Ельцина, Владислава Ардзинба и Эдуарда Шеварднадзе, глав республик Северного Кавказа был подписан итоговый документ, который предусматривал прекращение огня, вывод грузинских войск, обмен военнопленными, обеспечение возвращения беженцев, а также возобновление деятельности органов власти Абхазии на все территории республики. Однако ни один пункт Соглашения выполнен не был. И в частности грузинские войска продолжали оставаться на прежних позициях.

Согласно Московскому соглашению, пятого сентября в двенадцать часов дня вступала в силу трехсторонняя договоренность, но Грузия в очередной раз продемонстрировала, что проблема решения "Абхазского вопроса" осуществима только военным путем, перейдя в наступление через десять минут после вступления в силу договора. На Гумистинском фронте развернулось крупное сражение с применением с грузинской стороны тяжелой техники и авиации, чтоб захватить город Гудаута и тем самым сломить сопротивление абхазских ополченцев, однако совместные действия добровольцев Северного Кавказа и Абхазской Армии остановили крупное наступление грузинских войск.

"Подписание в Москве Соглашения о прекращении огня в Абхазии было поворотным моментом. Была очень сложная обстановка и неадекватное поведение Бориса Ельцина", - вспоминает в беседе с корреспондентом ИА REGNUM историк, секретарь Совбеза Абхазии Станислав Лакоба. По сути дела, это было продолжением сговора между Ельцином и Шеварднадзе, но в то же время это был рубеж, когда началась переоценка происходящего, в том числе и в кругах российской политической элиты, отметил он. "Сохранился подробный документ и стенограмма, долгого и драматического заседания. Огромную роль сыграло выступление Владислава Ардзинба", - подчеркнул Лакоба. Он заявил, что это был взвешенный и классический комментарий, когда Ардзинба прямо сказал, что Грузия совершает геноцид абхазского народа, и надеется, что руководство России остановит это насилие. Станислав Лакоба заметил, что в тот период были люди в ближайшем окружении председателя Верховного Совета, которые воспринимали это подписание, как капитуляцию. Однако дальнейший ход политических событий показал, что подписание этого Соглашения оказалось переломным в ходе грузино-абхазской войны, заключил историк.