Россия в начале 90-х годов оттолкнула от себя страны Центральной Азии, а теперь пытается вновь собрать эти республики под свое крыло", - заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM таджикский политолог Косими Бекмухаммад. "Первый президент России Борис Ельцин и молодые российские реформаторы были заняты построением демократического государства у себя в стране и не обращали внимания на нарастающее присутствие западных стран в Центральной Азии, которые также ратовали за установление демократических ценностей в этих странах. Конечно, это обстоятельство во многом было связано с политикой, экономической и военной слабостью России, которые наблюдались в те годы. Но, нужно отметить, что сам Ельцин в те годы не только не обращал внимания на проблемы новых независимых центральноазиатских стран, но и ратовал за большую их независимость. Что говорить о бывших союзных республиках, если Ельцин предлагал российским регионам "брать независимости от Москвы столько, сколько могут", - отметил политолог.

Косими Бекмухаммад считает, что после развала СССР не было прозрачных отношений между странами Центральной Азии, России и Запада. "По крайней мере, молодые демократы, которые были у власти в России, не показывали своей озабоченности по поводу все большего присутствия Запада в Центральной Азии. Поначалу сотрудничество ЦА и Запада продвигалось, в основном, по линии оказания гуманитарной помощи. Но позже Запад начал реализовывать в странах Центральной Азии инфраструктурные проекты, что также не вызывало тревоги у Москвы. В то время еще не стоял вопрос о военном присутствии Запада в Центральной Азии, а сотрудничество в этой области происходило в виде совместных учений. После прихода к власти Владимира Путина политика России в отношении стран Центральной Азии и присутствие в этом регионе Запада изменились коренным образом. Тем более, когда после событий 11 сентября в США западные военные обосновались в ЦА, в частности, в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане".

По мнению Бекмухаммад, поначалу Россия, которая испытывала трудности с обеспечением безопасности у себя на Кавказе, и в связи с исходящими угрозами от присутствия Талибан на южных рубежах СНГ, была вынуждена смириться с присутствием западных военных в странах Центральной Азии. "Но после того, как западные страны стали заявлять о своем долгосрочном военном присутствии в регионе, и после того, как Россия относительно решила проблемы своей безопасности на Кавказе, и к тому же, стала получать огромные доходы от подорожания нефти на мировом рынке и поправила свои финансовые дела, она стала открыто выражать недовольство присутствием Запада в странах Центральной Азии. И результатом такой политики России можно назвать вывод американских войск из Узбекистана и ее сближение с Россией", - отметил политолог. Косими Бекмухаммад считает, что сейчас Россия использует свои рычаги при осуществлении двухсторонних отношений со странами Центральной Азии и в отношениях между этими странами, например, между Узбекистаном и Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном, и так далее. "Таким образом, Россия намерена обеспечить выполнение своих кратко-, средне- и дальносрочных политических целей в регионе", - считает эксперт.

Тем не менее, политолог уверен, что в будущем Москва и Запад могут прийти к общей позиции в отношении Центральной Азии. "Если в Афганистане вновь к власти придут экстремистские силы, а международная коалиция по противодействию терроризму решит покинуть территорию этой страны, тогда и Россия, и Запад могут объединить свои усилия в вопросах обеспечения безопасности, хотя бы в вопросах локализации угроз вокруг Афганистана. Мне кажется, что именно по этой причине на последнем саммите ШОС в Бишкеке не стали обсуждать вопрос о сроках вывода американской военной базы Манас из Киргизии", - заявил Косими Бекмухаммад корреспонденту ИА REGNUM.