Дни регионального образования открылись 21 августа в Москве. Как передает корреспондент ИА REGNUM на первом мероприятии Дней под председательством директора департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ Исаак Калина, свой опыт в реализации комплексного регионального проекта модернизации образования представили руководители соответствующих ведомств Воронежской, Московской, Тверской и Тамбовской областей.

В ходе презентации регионов и круглого стола особое внимание участники мероприятия уделили вопросам внедрения новой отраслевой системы оплаты труда педагогов, предполагающей отход от единой тарифной сетки и основанной на разделении заработной платы учителей на базовую и стимулирующую части. Данная система, уже проходящая обкатку в 21 регионе - победителе конкурса региональных проектов модернизации образования, включает оплату не только собственно учебных часов, но внеклассной работы преподавателей, а также предполагает учет качества работы педагогов с привлечением родительской общественности через Школьные советы. Как показывает опыт, это дает возможность при снижении собственно учебной нагрузки повысить заработную плату эффективно работающих учителей до 1,5 - 2 раз.

"На будущий год мы увидим, если у молодых учителей, имеющих небольшую нагрузку, будет повышаться заработная плата, молодые пойдут в школу", - сказал заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации, председатель Совета сети федеральных экспериментальных площадок Минобрнауки РФ Александр Адамский.

Однако, заметил он, широкому введению новой отраслевой системы оплаты труда в системе образования препятствует существующая нормативная база. В частности, по его словам, необходима отмена Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений". Данный вопрос, сообщил Адамский, будет рассматриваться на заседании Госсовета, посвященном проблемам развития образования, которое состоится 13 сентября.

Также, комментируя опыт субъектов Федерации, представивших свои презентации, Александр Адамский отметил успешную реализацию в Тамбовской области концепции социо-культурных центров на селе, По его словам, вопрос о легитимизации этого направления развития сельских образовательных учреждений и создания для этого всей необходимой нормативно-правовой базы в масштабах страны также будет поднят в ходе заседания Госсовета.

Александр Адамский также познакомил собравшихся с электронным мониторингом реализации региональных проектов модернизации образования в регионах - победителях соответствующего конкурса. Силами 2700 операторов, работающих в регионах, данные по ходу реализации проектов по 21 субъекту Федерации, более чем 400 муниципалитетам и более чем 14 тыс. школ публикуются на сайте www.kpmo.ru, что дает возможность следить за всеми процессами в режиме реального времени, подчеркнул он.

Тем не менее, "с победой в конкурсе реальные проблемы у регионов только начались", отметил Александр Адамский. По его словам, не все субъекты Федерации одинаково успешно справляются с выполнением взятых на себя обязательств, в частности, с принятием в срок необходимых нормативно-правовых актов, обеспечением финансирования из региональных бюджетов, взаимодействия с общественными организациями и т.д. В связи с этим некоторые субъекты Федерации по итогам 2007 года могут лишиться федерального софинансирования в рамках выигранного ими конкурса, подчеркнул Адамский. "Относительно двух-трех регионов есть опасения, и ситуация очень серьезная", - отметил он. В то же время, по словам Исаака Калины, в конце 2007 года планируется проведение дополнительного конкурса на включение в проект еще десяти регионов.

Участники круглого стола выразили уверенность в успешности модернизации российского образования. "К 2009 году система образования в России может войти в штатный режим по таким параметрам как соотношение количества учителей и учеников, условия, в которых находятся ученики, конкурентный уровень заработной платы учителей и др., и начать конкурировать с зарубежным образованием", - заявил Александр Адамский.