21 августа в пресс-центре газеты "Известия" открылись Дни регионального образования в Москве. В мероприятии приняли участие представители Министерства образования и науки России, а также министры образования ряда российских регионов - Московской, Тамбовской, Тверской и Воронежской областей. Участники сообщили о первых результатах реализации комплексных проектов модернизации: речь шла о том, каким будет рост заработной платы у эффективно работающих педагогов, как происходит улучшение условий обучения школьников, какие институциональные изменения сегодня происходят в системе образования. Участники мероприятия представили презентации регионов по ключевым темам модернизации системы образования. Также был проведен круглый стол под руководством члена Общественной палаты РФ, ректора Института проблем образовательной политики "Эврика" Александра Адамского, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Как отметил Александр Адамский в ходе презентации, Дни регионального образования в Москве - не разовая акция: она должна стать систематической. "Она направлена на то, чтобы дать информацию о том, как реализуется приоритетный национальный проект "Образование" в регионах" - отметил Адамский. Он напомнил, что в рамках национального проекта был проведен конкурс, в котором приняли участие 53 региона, в конце апреля 2007 года был выбран 21 регион-победитель. Данные регионы теперь получат финансовую поддержку от государства в целях реализации комплексного проекта модернизации образования по ряду направлений - повышению заработной платы учителям, улучшению условий обучения, модернизации школ. В частности, в 2007 году по результатам комплексного проекта будет внедрена новая система повышения заработной платы по группам.

Как поясняли участники презентации, сегодняшняя "уравниловка" при индексации заработной платы лишает учителей стимула совершенствоваться, повышать качество преподавания. Теперь же, согласно проекту, наиболее успешные, квалифицированные учителя в 21 регионе действия проекта будут получать зарплату выше, чем их коллеги, чья работа будет признана школьными общественными советами менее качественной. Этот переход к так называемой отраслевой оплате труда и отмена единой тарифной сетки призваны сделать образование намного более эффективным и, к тому же, поддающимся контролю со стороны родителей учеников.

Как, в частности, отметила в своем выступлении министр образования Московской области Лидия Антонова, в проекте участвует около 1500 подмосковных школ, и уже готовы все правовые документы для того, чтобы областная система образования перешла на новую систему оплаты учительского труда. С 1 сентября заработная плата учителей будет повышена на 15%, а с 1 января 2008 года будет произведена еще одна индексация. В целом, с начала реализации национального проекта регион фактически вдвое (с 15 до 30%) увеличил расходы на образование, подчеркнула Антонова. "Талантливые учителя на своей зарплате должны почувствовать, как работает проект", - добавила она. Как отметил, в свою очередь, Александр Адамский, Московская область - один из тех регионов, где нацпроект "Образование" реализуется наиболее успешно.

"Система оплаты труда является ключевым направлением комплексного проекта, и здесь очень важно понимать, что отраслевая система оплаты труда - это включение в так называемую базовую часть всех видов деятельности учителя, а не только оплаты уроков. И это подразумевает внесение дополнительного объема средств. Если мы не добавим денег в фонд оплаты труда, то нам придется просто распределять по-новому уже заложенные в систему средства", - добавил Александр Адамский.