7 февраля руководитель Департамента безопасности движения и экологии МПС России Петр Шанайца провел брифинг по вопросам повышения безопасности движения железнодорожного транспорта на переездах. Петр Шанайца сообщил, что на сети железных дорог эксплуатируется 12816 железнодорожных переездов, из которых 2599 обслуживаются дежурным по переезду. В среднем по сети, на каждые 8,51 км пути приходится один переезд, что значительно осложняет безопасность движения поездов. Учитывая тревожную статистику дорожно-транспортных происшествий, железнодорожники ежегодно разрабатывают и выполняют противоаварийные мероприятия на переездах, осуществляют капитальный ремонт, внедряют приборы, повышающие уровень безопасности движения на переездах.

Как сообщили ИА REGNUM в центре по взаимодействию со средствами массовой информации и рекламе МПС России, из общего числа переездов имеют автоматические шлагбаумы и автоматическую светофорную сигнализацию 60,7%, электрическое освещение - 88,4%, железобетонный настил - 51,1%. Резино-кордовое покрытие проезжей части уложено на 10,4% (1315 переездов). На 88% железнодорожных переездах дежурные обеспечены радиосвязью с машинистами локомотивов и дежурными по станциям. Начиная с 1997 года на сети железных дорог начали внедрять на переездах, обслуживаемых сменным работником, принципиально новое устройство заграждения (УЗП), которое исключает выезд автотранспорта на железнодорожное полотно. В настоящее время уже эксплуатируется 528 таких приборов. Несмотря на высокую стоимость УЗП (1 прибор - 881 тыс. руб.), Министерство путей сообщения продолжит в 2003 году работу по его внедрению.

По согласованию с Главным управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России на 300 железнодорожных переездах установлены специальные средства сигнализации - сирены и проблесковые маячки, сигнализирующие красным огнем, которые включаются при создавшихся на переезде нестандартных ситуациях. Анализ состояния безопасности движения на железнодорожных переездах, проведенный по итогам 2002 года, подтверждает ранее сделанные выводы о сложившейся неблагополучной обстановке на этих перекрестках автомобильных дорог и железнодорожных путей. В 2002 году общее количество ДТП на переездах осталось на уровне 2001 года и составило 316 случаев (было 312), в том числе на переездах обслуживаемых сменным работником - 57 (было 45). Наибольшее количество ДТП на переездах произошло на Октябрьской (30), Московской (39), Горьковской (31), Северной (25), Северо-Кавказской (34), Куйбышевской (29) и Дальневосточной (26) железных дорогах.

В прошлом году несколько снизилось количество наиболее опасных по возможным последствиям столкновений пассажирских поездов с транспортными средствами (117/126) и столкновений поездов с автобусами (3/5). Столкновения с автобусами произошли на Куйбышевской и Западно-Сибирской железных дорогах. В результате дорожно-транспортных происшествий на переездах погибли 121 человек, ранено - 217. Разбито 290 транспортных средств, из них легковых автомобилей - 193, повреждено 111 локомотивов и 10 вагонов в поездах.

Практически все дорожно-транспортные происшествия на переездах произошли по вине водителей автотранспорта, которые грубо нарушали Правила дорожного движения, в том числе из-за объезда закрытых шлагбаумов - 49 и из-за проезда на запрещающий сигнал светофора - 252. Петр Шанайца подробно остановился на недавнем происшествии. Он проинформировал журналистов, что 3 февраля 2003 года в 14 часов 12 минут на неохраняемом железнодорожном переезде 49 км перегона Гатчина-Варшавская - Суйда Витебского отделения Октябрьской железной дороги произошло столкновение автомобиля - бензовоза марки "КамАЗ", груженого дизельным топливом, с пригородным электропоездом № 6119, следовавшим со скоростью 81 км/ч.

В результате столкновения смертельно травмированы водитель автомобиля и два пассажира электропоезда, находившиеся в первом вагоне, 5 пассажиров с травмами различной степени тяжести госпитализированы в центральную районную больницу города Гатчина. Повреждены: головной вагон электропоезда без возможности восстановления, два дроссель-трансформатора. Причиной дорожно-транспортного происшествия явилось грубое нарушение водителем автомобиля Правил дорожного движения, который выехал на проезжую часть при запрещающем показании автоматической переездной сигнализации. Нарушения Правил дорожного движения на железнодорожных переездах водителями транспортных средств в 2002 году носили массовый характер. Если только на переездах, обслуживаемых дежурными работниками (таких переездов 2599), зарегистрировано более 33 тысяч нарушений, то вправе предположить, что на переездах без дежурных (их 10217) был настоящий произвол.

Отсутствие внимания во время движения, пренебрежение Правилами дорожного движения, стремление проскочить через переезд перед проходившим поездом привели в 2002 году к наездам автомашин на 312 устройств заграждения (УЗП). Как следствие, разбиты устройства и автомашины, железнодорожники понесли значительные убытки. Анализ показывает, что нарушают Правила дорожного движения на переездах в основном малоопытные и недисциплинированные водители. По данным Главного управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения ежегодно получают свидетельства на право вождения транспортных средств более 2 млн. человек, часть из них, в силу различных обстоятельств, представляют серьезную угрозу безопасности движения на переездах. Вызывают серьезную тревогу распространившиеся случаи вандализма, разбоя и насилия на железнодорожных переездах.

За последние пять лет на посты дежурных работников на переездах посторонними лицами было совершено 10 разбойных нападений, при этом смертельно травмировано 3 дежурных работника. В 1995-1997 гг. на Московской, Октябрьской и ряде других железных дорог были оборудованы новыми приборами "Фотоком" более 150 железнодорожных переездов без дежурного работника, которые фиксировали государственные номера автомашин, проезжающих на запрещающие сигналы светофора. Эти приборы водители-вандалы уничтожили, расстреляв их из огнестрельного оружия.

В сложившихся условиях эксплуатации переездов предупреждение аварийности находится в прямой зависимости от качества организаторской работы по укреплению дорожной дисциплины среди водителей транспортных средств и повышения их ответственности за допускаемые нарушения на переездах. Департаментом пути и сооружений МПС России в 2002 году осуществлялись мероприятия по развитию и укреплению делового сотрудничества железнодорожников, автомобилистов, работников дорожного хозяйства и Государственной инспекции безопасности дорожного движения. В основу работы взяты приказ МПС/МВД/МТ/ФДС России от 27.08.1998 года №ЗЦЗ/520/112/229 "О системе профилактических мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах МПС России". Вопросы безопасности на железнодорожных переездах в феврале 2002 г. были рассмотрены на заседании Правительственной комиссии Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения, неоднократно рассматривался на Межведомственной координационной комиссии по железнодорожным переездам. Систематически на всех железных дорогах проводились совместные с ГИБДЦ МВД России рейды "Внимание переезд".

В рамках программы по повышению безопасности движения на железнодорожных переездах, рассчитанной на 2001-2005 гг., МПС выделит 1,5 млрд. рублей. В 2003 г. финансирование составит 300 млн. рублей. При этом министерство ежегодно перечисляет в Дорожный фонд около 4 млрд. рублей. Представители железнодорожной администрации регулярно проводят на автопредприятиях разъяснительную работу по правилам проезда через переезды, выступают в периодической печати и по телевидению по вопросам профилактики аварийности на переездах. Вместе с тем, эффективность профилактической работы по предупреждению ДТП на переездах железных дорог в первую очередь зависит от занимаемых позиций в этом процессе руководителей предприятий и организаций, имеющих в своем распоряжении транспортные средства. Главная задача - активизация деятельности указанных руководителей в области укрепления дисциплины среди водительского состава и усиления наказания.