У муниципальных властей не будет оснований снимать партийный плакаты, размещенные на рекламных конструкциях в период предвыборной агитации, который начнется со дня выдвижения списков кандидатов в депутаты на выборах в Госдуму. Федеральная антимонопольная служба и ЦИК России пришли к компромиссу относительно размещения партийной рекламы в преддверии выборов. Об этом, как передает ИА REGNUM, 10 августа сообщили пресс-службы двух ведомств.

До начала и в период избирательной кампании на объектах наружной рекламы информация о партии, ее политических деятелях, не содержащая агитацию, может распространяться на условиях социальной рекламы. При этом оплачиваться такая реклама должна из избирательного фонда партии или регионального отделения, а не из средств партии. Призывы голосовать "за" и "против" каких-либо кандидатов, списков или даже политические партии в целом могут появиться на улицах только с началом агитационного периода.

Вопрос о законности использования объектов наружной рекламы в интересах партий встал после соответствующего запроса ЦИК в антимонопольную службу. В ответ ФАС сообщила, что новая редакция п. 2 ст. 19 закона "О рекламе", вступившая в силу в конце июля, разрешает размещение на рекламных конструкциях либо обычной рекламы, либо социальной. Некоторые регионы тут же подхватили эстафету и ввели запрет на наружную политрекламу, как, например, мэр Курска. Однако в ходе консультаций, в том числе, с политическими партиями, было принято решение при неоднозначной трактовке закона "О рекламе" в совокупности с законами "О референдуме" и законом "Об основных гарантиях избирательных права на участие в референдуме граждан РФ", которые позволяют партиям размещать свои агитационные материалы на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников и владельцев во время агитационных кампаний, в данной правовой коллизии руководствоваться Конституцией, и рассматривать избирательные права и права на участие в референдуме как одно из важнейших прав граждан.

Стоит отметить, что в предыдущие избирательные кампании Центризбирком и суды по-разному подходили к практике размещения партиями рекламы в выборный период, что говорит о несовершенстве законодательства, допускающего различные трактовки и различные решения в каждом конкретном случае. Например, в ходе рассмотрения двух исков астраханских коммунистов к региональному отделению "Единой России", которое, по мнению КПРФ, в преддверии выборов 8 октября 2006 г., разместило агитационные материалы за счет средств партии, суд занял сторону единороссов, обосновывая свою позицию тем, что реклама была размещена на конструкциях, принадлежащих региональному отделению партии, еще до выдвижения списка в законодательный орган субъекта РФ. А значит, оплата и не должна была производиться из избирательного фонда. Также суд отказался признать плакаты с символикой партии и информацией о нацпроектах, агитационными.

Между тем, секретарь предыдущего состава российского ЦИКа Ольга Застрожная, изложившая эти примеры в своем докладе на совещании с представителями партий 30 ноября прошлого года, отметила, что "материалы, в которых упоминаются партия или ее региональное отделение, в том числе, содержащие эмблемы названных юридических лиц, не могут рассматриваться как социальная реклама". "Полагаем, что любые такие материалы являются политической рекламой", - сказала она, напомнив, что социальная реклама не допускает упоминание конкретных юридических лиц, за исключением органов власти, иных государственных и муниципальных органов, а также спонсоров.