Визит в Ригу в конце минувшей недели министра транспорта России Игоря Левитина и первое заседание нового состава российско-латвийской межправительственной комиссии по экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству сегодня, 23 июля, комментируют латвийские СМИ.

Газета "Час" это считает прорывом в российско-латвийских отношениях: "Конечно, одна встреча не может решить всех проблем, накопившихся между нашими странами, но, как сказал "Часу" министр сообщения Айнар Шлесерс, cамое главное, что "мы сели за стол переговоров и начали работать". Издание приводит справку: "Предыдущая латвийско-российская межправительственная комиссия была сформирована несколько лет назад, но к работе так и не приступила. Лишь в октябре прошлого года министры экономики Латвии и России подписали в Москве договоры о сотрудничестве двух стран в области экономики и о принципах работы межправительственной комиссии".

Менее оптимистична газета "Телеграф": "Широко известное изречение о невозможности дважды войти в одну реку, похоже, оказалось пророческим для латвийско-российской межправительственной комиссии. Первое после 12-летнего перерыва заседание в столице Латвии - даже несмотря на подчеркнутое взаимоуважение и неиссякаемый оптимизм участников - четко показало, что Рига и Москва сегодня по-разному воспринимают понятие двустороннего сотрудничества". Как пишет "Телеграф", если отбросить высокопарные эпитеты о "важности исторического момента", "прорыве во взаимоотношениях", на поверхности останется только констатация массы проблемных вопросов без особых признаков их скорейшего решения: "Так, например, в тексте протокола было указано, что "стороны констатировали наличие возможности эффективного использования транспортной инфраструктуры Латвии для экспорта российских энергоносителей на Вентспилсском направлении". Однако на прямой вопрос, когда же, наконец, возобновится прокачка по вентспилсской трубе, Игорь Левитин весьма конкретно дал понять, что, видимо, никогда. (...) Та же противоречивость мнений наблюдалась и в отношении другого важного для Латвии вопроса - возможности использования Добельского газохранилища. Спурдзиньш (министр финансов Оскар Спурдзиньш - ИА REGNUM) сообщил журналистам, что Латвия сделала России официальное предложение задействовать её инфраструктуру. Но так как Левитин по этому вопросу на пресс-конференции не обронил ровным счетом ни слова, можно сделать вывод, что латвийский посыл, во всяком случае на уровне этой межправительственной комиссии, останется не услышанным. (...) По сравнению с щекотливой темой транзита российских энергоресурсов о ситуации на латвийско-российской границе было сказано гораздо больше. Но и здесь председатели комиссии старательно уходили от конкретики, не называя ни точных сроков, ни возможных сумм инвестиций. Известно лишь, что параллельно рассматривается два проекта - увеличение пропускной способности уже действующих КПП и открытие нового, правда, где именно, пока не ясно".

Для "Телеграфа" очевидно, что Москва не спешит разбрасываться щедрыми обещаниями, как, возможно, того ждали в Риге: "После многолетнего бойкота Кремль осуществляет в отношении Латвии предельно осторожную политику: "Дружба дружбой, а трубы - врозь!" Понятно, что в случае с Латвией Кремль не может так просто согласиться на строительство в сторону Добеле ответвления от СЕГ, учитывая, что большинство россиян традиционно причисляют нашу страну к "врагам России". Остается надеяться, что после осенних парламентских выборов российская сторона изменит тон беседы. Тем более что как раз на это время - первый квартал 2008 года - и запланирована вторая встреча межправительственной комиссии, которая теперь уже состоится на территории РФ".

Газета Diena (День) отмечает, что на прошлой неделе российско-латвийская межправительственная комиссия "легализовалась", так как впервые после восстановления дипломатических отношений между Латвией и Россией собралась в полном составе: "До сих пор комиссия существовала "на бумаге", правда изредка встречались сопредседатели и группы экспертов". Обсуждение в рамках комиссии возможностей решения проблемы автомобильных очередей на границе Diena не обнадёживает: "Результат: сформирована рабочая группа по вопросам транспорта и пересечения границы. Как говорится, чтобы что-то "похоронить", нужно сформировать рабочую группу. (...) Строительство нового пограничного контрольного пункта на границе Латвии и России кажется понятным само по себе - в этом как бы заинтересованы обе стороны. Однако на прямой вопрос Левитин дал довольно неожиданный ответ. Мол, это вопрос вовсе не Латвии и России, а Европейского союза и России: "Сколько бы мы не построили переходных пунктов на границе ЕС, без их технического оснащения и новых технологий (...) это не поможет". Это неожиданный поворот, так как до сих пор в политике России был больше акцент на двусторонние отношения со странами-участницами ЕС, а не с ЕС в целом". Газета не исключает, что это может быть намёком на то, что ЕС могло бы позаботиться о технологиях нового пункта пересечения границы с обеих её сторон. По оценке Diena крест, видимо, можно ставить на поставках российской нефти через Вентспилс, так как Россия повышает пропускную способность собственных портов, а также не сдвинулся с нулевой отметки существенный вопрос о строительстве на территории Латвии нового газохранилища: "Положительный ответ на предложения Латвии не дан, однако не последовало и недвусмысленного "нет". Вывод газеты: "Господа рассуждали ещё о многих других сферах межгосударственных отношений. Это интересно, однако не особенно важно, если у разговоров нет конкретного продолжения в делах".