"Происходящие изменения в российской политике требуют, в первую очередь, понимания масштаба происходящего, с чем мы сталкиваемся, - тактическими шагами или стратегическими и, следовательно, долгосрочными изменениями в российской политике. На сегодняшний день оба ответа имеют право на жизнь. Тактический сценарий может быть связан с необходимостью обеспечить плавную передачу власти в России, для чего создается необходимый общественный фон. В этом случае после достижения поставленных задач и окончания президентских выборов мы будем наблюдать постепенное снижение уровня напряженности в отношениях Россия - Запад. Второй сценарий предполагает становление в России общественных сил, способных обеспечить ее переход от оборонительной стратегии и пассивной реактивной политики к наступательной стратегии и проактивной, упреждающей политике. Очевидно, что подобного рода задачи было невозможно решить непосредственно после развала СССР. Однако не исключено, что путинское правление не только позволило остановить процесс дальнейшей дезинтеграции постсоветского пространства, но также создало необходимые предпосылки для перехода в наступление. Симптомы возможности подобного перехода, связанного с попытками разработки альтернативного идеологического проекта "суверенной демократии", можно наблюдать как в идеологической сфере, так и сфере глобального противостояния, в частности, в разработке и разворачивании систем стратегических наступательных вооружений, энергетических проектов и пр. Выход России из ДОВСЕ укладывается в оба сценария, и сегодня довольно сложно сказать с определенностью, какая из тенденций является определяющей". Так прокомментировал ИА REGNUM карабахский эксперт по проблемам национальной безопасности Рачья Арзуманян подписанный президентом РФ Владимиром Путиным Указ "О приостановлении действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе".

По словам эксперта, до сих пор Путин "мастерски совмещал стратегию тактических шагов, укладывающихся с высоты пройденных лет во вполне осмысленную стратегию - стратегию обороны и выживания". "Однако это была стратегия одного человека и, пусть и могущественной, но одной социальной силы, которую он персонифицирует. Таким образом можно обороняться, когда на повестке дня только одна команда - "ни шагу назад". Однако такой подход совершенно недостаточен, если планируется наступление. В этом случае применяемый инструментарий, а также общественные силы, на которые опирается подобная политика, должны быть более разнообразными и, безусловно, ни в коем случае не националистическими. Возможно, лакмусовой бумажкой того, с чем мы сталкиваемся, станут результаты переговоров, связанных с истечением Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СТАРТ-1) в 2009 году", - сказал Рачья Арзуманян.

По его словам, "если мы наблюдаем тактические схемы российской политики, ориентированные, в первую и последнюю очередь, на внутренние процессы, то данный шаг не окажет какого-либо существенного влияния на политику России в регионе Южного Кавказа, которая останется такой же непредсказуемой и алогичной, каковой она являлась в последние годы". "Качественные же изменения, изменение вектора российской стратегии дадут о себе знать, в первую очередь, на критических направлениях противостояния Россия - Запад, в том числе и на Южном Кавказе. В этом случае в ближайшие годы следует ожидать целенаправленных и осмысленных шагов России в регионе, имеющих другой временной масштаб и реализующихся вне зависимости от личностей, - как в России, так и на Южном Кавказе. Реализация данного сценария заставит пересмотреть некоторые приоритеты в армянской внешней политике, которая также должна будет стать более осмысленной и предсказуемой. Армянские государства должны будут жестко и недвусмысленно объяснить России свою точку зрения и свои приоритеты. Что не вызывает сомнений изначальное оценка потенциальных процессов, как безусловно позитивных или отрицательных для армянства не выдерживает критики", - отметил Арзуманян.

По его мнению, "все, что можно сделать сегодня, это констатировать вероятность появления новой динамики, которая может быть использована всеми сторонами, входящими в систему региональной безопасности Южного Кавказа". "Откликом армянской стороны на активную российскую политику должна стать продуманная и жесткая политика, направленная на артикулирование и защиту жизненных интересов армянства. Такой вывод, безусловно, бросает вызов армянскому политическому и экспертному сообществу, которые также должны быть готовы к качественным изменениям и переходу к наступательной парадигме, предполагающей другой уровень анализа, прогнозов и политического проектирования", - резюмировал Рачья Арзуманян.