10 июля в Иванове в рамках I международного кинофестиваля "Зеркало" прошла презентация фотокниги "Андрей Тарковский в объективе Александра Антипенко", сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Книга многострадальная. Из профессиональных издательств, кому ни предлагал, никто даже никакого интереса не проявил, - рассказал корреспонденту ИА REGNUM Александр Антипенко. - Мало того, на первой выставке в музее кино, когда Андрей Тарковский умер, я увидел свои не подписанные фотографии. В книге отзывов написал: "Это мои снимки, если кто-то заинтересуется, вот мой адрес, телефон". Через 3 дня все было вымарано. Тогда я был удивлен, что существует кто-то, кому не надо проявления автора".

"Впервые я услышал имя Андрея Тарковского в 1961 году, когда вышел фильм "Иваново детство". Параджанов тогда говорил всем своим гостям: "Пока не пойдете на "Иваново детство", не приходите. Посмотрите и запомните, что родился киногений Андрей Тарковский". Первые съемки Андрея Тарковского меня удивили. Он ведь, как режиссер, привык к оптике, корреспондентам, но когда я его снимал, у него даже усы от нервного соприкосновения с объективом ходили, как у таракана. Когда я снимал, не думал, что будет книга. Мне был интересен Тарковский, его фильмы, семья, дом, воздух, время, в котором он живет. Когда позже прочитал его теорию о запечатленном времени, подумал, что делал снимки согласно этой теории, снимал запечатленный свет, в котором он жил. Согласно теории Андрея Тарковского, я не пользовался дополнительным светом, лампами, вспышками. Кроме того, у меня была несовершенная камера, она не давала возможность снимать на длительных выдержках", - вспоминает Александр Антипенко.

"Я жил в гостинице в доме от киностудии, где жил Тарковский на 13-м этаже, часто заходил к нему. Мы говорили о многих фильмах, но об "Ивановом детстве", которое мне все время очень нравился, поговорить не удавалось: Тарковский все время уходил от этой темы. Потом я понял: когда он создал свою теорию запечатленного времени, "Иваново детство" в нее не вписалось. Фильм принес Тарковскому первую славу, первую любовь к нему международных фестивалей, он был обласкан, но ушел от этого. Тарковский хотел пригласить меня снимать "Сталкера", я не знал, уехал в Киев, был откомандирован на другую студию им. Горького снимать "Через тернии к звездам". Когда все уже оформилось, я получил его приглашение. С поезда сразу приехал к нему домой. Андрей Тарковский спрашивал меня про снятый мной "Аленький цветочек", он подбирал фактуру для "Сталкера". Я снимал на специальные фильтрозональные пленки для космоса. Хотелось сделать антицвет, который не радует глаз, а раздражает. Тогда мы решили, что "Сталкер" - не последний фильм, будем работать вместе еще. Когда я напечатал снимки со "Сталкера" и принес ему, на пленке в одном кадре был остаток гипосульфита, он делает пятно. Такое пятно надо размягчить и убрать, но оно попало именно так на голову, будто метастазы. Получился какой-то непонятный образ - Андрей сказал: "странно, странно, но пусть так и будет". Когда у него начался рак, я вспомнил этот снимок", - рассказал Антипенко.

"Я предлагал напечатать книгу очень многим, Никите Михалкову, киноакадемии "Золотой орел" - никакой реакции. Я не пробивной. Все получилось случайно, благодаря знакомой. Она узнала о моей мечте сделать книгу о Тарковском, позвонила подруге, связанной с издательством. Мне дали телефон главного редактора издательства "Русь-Олимп" Михаила Каминского, он сразу сказал: "Немедленно приезжайте ко мне! Я открываю новую рубрику в своем издательстве и очень заинтересован в Вашей книге". Я поставил одно условие - не гонорар, ничего подобного: сделать качественно. Должна быть матовая бумага и черный цвет. В конце концов, книгу напечатала типография дорогой редакции "Новости". "Русь-Олимп" перед ней еще в долгу. Сейчас на кинофестиваль ивановская область закупила часть экземпляров, гостям подарили. Бедные кинематографисты не могут купить книгу - она продается за 1 080 рублей", - сказал Александр Антипенко.