4 июля Мосгордума рассмотрела проект закона города "О внесении изменений в статьи 6 и 8 Закона города Москвы от 23 октября 2002 года №48 "О транспортном налоге".

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре МГД, по словам первого заместителя руководителя департамента экономической политики и развития города Валерия Жарова, документом предлагалось установить налоговые ставки по категориям транспортных средств, в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств. Валерий Жаров особо отметил, что размеры ставок не пересматривались с 1 января 2006 года.

Представленный законопроект предусматривал индексацию ставок транспортного налога с 1 января 2008 года в пределах, определенных Налоговым кодексом РФ, с учетом прогнозируемого роста средней заработной платы москвичей за 2006-2007 годы (в 1,5 раза). При этом предполагалось сохранить: ставку налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (7 руб. за 1 л.с.); льготу (освобождение от уплаты налога) для лиц, имеющих автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 л с. включительно. По замыслу разработчиков проекта закона, рост налоговых ставок по категориям транспортных средств в зависимости от их мощности должен был бы составить: по легковым автомобилям (свыше 100 л.с.) - в 1,5 раза; по грузовым автомобилям - в 1,5-1,6 раза; по автобусам - в 1,5-1,6 раза; по прочим транспортным средствам - в 1,3-1,7 раза.

Законопроектом предполагалось изменение срока уплаты транспортного налога физическими лицами - с 1 апреля на 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. По мнению редактора, это позволило бы избежать дополнительных расходов на администрирование налога, связанных с его перерасчетом для налогоплательщиков, совершивших регистрационные действия в четвертом квартале налогового периода. Наконец, это обеспечило бы выполнение требований Налогового кодекса в части срока вручения налоговыми органами уведомлений об уплате транспортного налога налогоплательщиками.

В своем содокладе депутат Александр Крутов сообщил, что налогооблагаемой базой всегда была мощность двигателя. Федеральный закон, пояснил депутат, установил, что при определении налогооблагаемой базы транспортного средства имеет место "ступенчатое" деление объекта налогообложения, в зависимости от мощности двигателя. При этом при переходе из одной категории транспортного средства в другую наблюдается резкое изменение налоговой ставки. "Нам следует реализовать более плавную шкалу перехода из одной транспортной категории в другую, чтобы прирост мощности на одну лошадиную силу давал эквивалентное увеличение налоговой ставки. Тогда данное увеличение не было бы резко скачкообразным", - отметил Крутов. Он обратил внимание на действующий закон о транспортном налоге в Санкт-Петербурге, где налоговая ставка для грузового автотранспорта возрастает в зависимости от срока эксплуатации автомобиля. С точки зрения экологии подобный шаг был бы правильным, считает депутат, так как он стимулировал бы вывод старых автомобилей из эксплуатации в черте города. По мнению Крутова, имеет смысл перенять данный законодательный опыт Санкт-Петербурга в отношении грузового транспорта.

В ходе обсуждения лидер фракции "Яблоко - Объединенные демократы" депутат Сергей Митрохин сообщил, что документ принимать нецелесообразно, так как, по его мнению, прирост в 2 млрд. рублей в бюджет за счет роста транспортных налоговых ставок невелик. На его взгляд, данная сумма не решит глобальных социальных задач, стоящих сегодня перед городом. Лидер думских единороссов Андрей Метельский заявил, что фракция "Единая Россия" не поддержит законопроект, поскольку он нуждается в глубокой переработке. В процессе совместной с правительством Москвы работы над документом фракция "Единая Россия" будет принципиально отстаивать интересы автовладельцев машин мощностью до 150 лошадиных сил, подчеркнул Метельский.

Полномочный представитель мэра Москвы в Московской городской Думе Анатолий Петров согласился с доводами законодателей. Чиновник сообщил, что в документе есть ряд принципиальных моментов, которые редактору целесообразно корректировать. "Исполнительная власть отзывает законопроект с рассмотрения для его дальнейшей проработки, с учетом состоявшейся дискуссии", - подытожил он. Отзыв законопроекта прокомментировал лидер фракции "Яблоко - Объединенные демократы" Сергей Митрохин. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе фракции "Яблоко - Объединенные демократы", Митрохин подчеркнул, что такая мера как повышение налогов (причем абсолютно любых) должна осуществляться только в случае крайней необходимости". "В Москве такая необходимость в настоящее время отсутствует, - считает депутат. - Бюджет города имеет колоссальный профицит, в конце каждого года мы имеем большие остатки. Целесообразной причиной для увеличения транспортного налога может быть реализация городом системной программы, направленной на улучшение дорожной ситуации. Однако в городе такой программы нет. Непонятно, почему автомобилисты ни с того, ни сего должны заплатить больше".

Также Сергей Митрохин предложил продумать систему дифференцирования налоговых ставок в зависимости от оснащения автомобилей экологическими стандартами: чем выше стандарт, тем меньше должен платить автовладелец. Таким образом, появиться стимул приобретать автомобили с высоким экологическим стандартом.