Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Российской Федерации, обсудив правовые аспекты размещения политической рекламы на рекламных конструкциях, пришли к компромиссному решению. По мнению руководителей ФАС и ЦИК Игоря Артемьева и Валерия Чурова, размещение подобных материалов на рекламных конструкциях возможно только в агитационный период.

Напомним, что ранее ФАС РФ пришла к выводу о том, что политическая реклама не соответствует определению рекламы, содержащемуся в Федеральном законе "О рекламе". При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 19 того же закона, рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы. Таким образом, по мнению ведомства, размещение материалов, направленных на популяризацию тех или иных партий или политиков на рекламных конструкциях, должно считаться противозаконным и не допускаться.

Между тем ст. 64 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" допускает возможность размещения агитационных материалов на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов в период проведения агитации по вопросам референдума. Аналогичное положение содержит и ст. 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Она предусматривает возможность размещения агитационных материалов на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов в период проведения агитации, а также предусматривает обязанность лиц, оказывающих рекламные услуги, обеспечить участникам избирательного процесса равные условия для размещения агитационных материалов.

Данную правовую коллизию руководители ФАС и ЦИК рассмотрели с позиций Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что права и свободы человека являются высшей ценностью государства, и констатировали, что к важнейшим правам граждан относятся их избирательные права и право на участие в референдуме. Игорь Артемьев и Валерий Чуров отметили, что, учитывая, что Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" имеет приоритет над Федеральным законом "О рекламе", а Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержит аналогичные с Федеральным конституционным законом положения по вопросу размещения агитационных материалов, размещение агитационных материалов на рекламных конструкциях допускается в период проведения агитации по вопросам референдума и предвыборной агитации.

В то же время главы ФАС и ЦИК подчеркнули, что за пределами агитационных периодов, предусмотренных избирательным законодательством, размещение на рекламных конструкциях агитационных материалов не допускается. При этом поскольку информационные материалы ЦИК России и избирательных комиссий об организации выборов или референдума не являются агитационными, то на них указанные ограничения не распространяются.