В этом году глава ереванского офиса ОБСЕ Владимир Пряхин заканчивает свою дипломатическую миссию в Армении. Справка: Ереванский офис ОБСЕ начал деятельность в феврале 2000 года. Именно тогда Национальное Собрание Армении ратифицировало Меморандум о взаимопонимании, подписанный между армянским МИДом и ОБСЕ. Согласно мандату приоритетными задачами офиса является налаживание связей с властями, гражданским обществом, университетами, исследовательскими учреждениями, а также международными организациями. Офис поддерживает тесные контакты с Национальным Собранием, правительством, аппаратом президента по широкому спектру вопросов политической и экономической повестки, а также в области защиты прав человека и окружающей среды.

Приводим интервью главы миссии ОБСЕ в Армении Посла Владимира Федоровича Пряхина ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Подводя итоги Вашей миссии в Армении, как вы оцениваете те программы, которые были осуществлены при содействии ереванского офиса ОБСЕ и что дала их реализация Армении?

Безусловно, было несколько хороших проектов и программ. Во-первых, через наш офис прошло 67 человек. Отрадно, что большая часть из них, наверно 90%, нашли свое достойное место в других международных организациях, в дипломатических службах Армении. Это наш вклад, и, может быть, это и главное наше достижение. Мы в этом отношении действуем в полном соответствии с 41 статьей Хартии европейской безопасности, которая нас обязывает готовить национальные кадры. Это главное, наверное, что мы сделали не в качестве проекта, а в качестве нашей деятельности. Потому что проект может быть более или менее удачным, но тот факт, что человек пришел и получил тут определенную подготовку, это всегда позитивный результат независимо от политической или другой ситуации, через 5-10 лет он уже будет иметь определенный уровень образования.

Во-вторых, конечно, мы оказали содействие в тех структурных преобразованиях, которые имели место в Армении. Я припоминаю, сколько мы работали над поправками к Конституции, в каких сложнейших условиях они принимались. Припоминаю референдум в 2005 году. Как много было мнений, как эти мнения расходились, и была очень неоднозначная ситуация. Но сейчас, когда уже прошло 1,5 года, можно сказать в целом, что это был пример удачного содействия развитию Армении в очень сложных условиях. Есть поправки в Конституции, которые вне зависимости от субъективных факторов делают политическую структуру страны более передовой. Хочу отметить также содействие совершенствованию избирательного законодательства. Мы имеем на сегодняшний день избирательное законодательство, которое позволяет проводить свободные и честные выборы, естественно, при наличии соответствующей политической воли в стране. Однако это не означает, что все сделано, мы будем совершенствовать детали. Но тут важно не переборщить, чтобы постоянное трансформирование не препятствовало самому избирательному процессу, потому что через 7-8 месяцев в Армении пройдут новые выборы, и если мы будет постоянно трансформировать, мы можем запутать и членов комиссий, и доверенных лиц, и самих избирателей.

Безусловно, еще хотелось бы отметить то, что пожелания властей Армении и многих государств-участников ОБСЕ относительно увеличения в деятельности нашего офиса экономического и экологического компонента в значительной степени выполнены. Мы сейчас больше четверти нашего бюджета расходуем на экономические и экологические проекты. В Армении отлично стартовало Орхуское движение, так называемое движение зеленой демократии. Потому что право человека на информацию об окружающей среде одно из наиболее фундаментальных демократических прав человека. Пять лет назад ОБСЕ в Армении создала первый Орхуский центр, сейчас мы уже имеем 9 таких центров. Они вышли за пределы Еревана, и это наши настоящие добрые друзья. Мы также ответили положительно на просьбу властей Армении об оказании содействия в утилизации компонентов ракетного топлива типа Меланж, которые складировались в Армении с 1989 года. Это опасные, ядовитые, высокотоксичные вещества, которые представляли, как показывает опыт некоторых соседних государств, угрозу для региональной безопасности и могут явиться причиной серьезных экологических катастроф. При полном взаимодействии с местными властями и понимании международного сообщества нам удалось реализовать этот проект, и он сейчас вышел на завершающую стадию выполнения. Я надеюсь, что сумею приехать на завершающий этап выполнения этого проекта. Хочу отметить, что речь идет о 872 тоннах экологически опасного вещества. Но Армения в данном случае показывает пример многим другим государствам не только в ликвидации этого топлива, но и в решении проблемы, которая является по-настоящему глобальной в мировых масштабах и решается на международной основе. В нашей команде есть армяне, грузины, немцы, американцы, россияне и другие, все они дружно работают, показывая пример международному сообществу. Не случайно на встрече министров иностранных дел в Брюсселе в прошлом году выставка, посвященная деятельности ОБСЕ, началась именно с фотографии армянского Меланжа, и это было очень приятно.

ИА REGNUM: ОБСЕ в прошлом году приступило к реализации нескольких программ в Сюникской области, в частности, в Капане был открыт координационный центр ОБСЕ. Каковы итоги предпринятых шагов? И в целом, насколько области республики вовлечены в программы ОБСЕ в Армении?

Мы распространили деятельность нашего бюро на регионы страны. Это очень важно, потому что Ереван - прекрасный город, но Ереван это еще не вся Армения. Мы посетили все без исключения марзы (области - ИА REGNUM), во многих из них основаны наши Орхуские центры. В марзе же Сюник, который пользуется особым вниманием нашего офиса, поскольку это действительно многострадальный марз, который тяжело пострадал по причине многих обстоятельств, особенно тяжело перенес развал СССР, мы открыли сейчас свое программное присутствие. Мы очень довольны этим, и у нас есть широкие перспективы и виды на то, чтобы увеличить и сделать на порядок выше наше содействие этому марзу.

На сегодняшний день вовлеченность областей Армении в программы ОБСЕ есть, и она в динамике увеличивается, но мы далеки от того, чтобы сказать, что она достаточна. Юридическая база, которую мы разработали совместно с Министерством иностранных дел Армении, позволяет нам действовать достаточно широко. И мы намерены в дальнейшем использовать эти возможности для увеличения своего присутствия в полном соответствии с нашим мандатом и при содействии властей Армении.

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете нынешний этап демократизации в Армении по сравнению с ситуацией, зафиксированной в начале Вашей миссии в республике?

Армения, отметившая 15-летие своей независимости, - это состоявшееся национальное суверенное государство, пользующееся авторитетом, уважением и признанием в международном сообществе. Эти успехи достигнуты в достаточно сложных условиях. И в этом есть часть нашей работы. За это время страна преобразовала государственно-политическую структуру, превратившись из страны с жесткой президентской системой правления в парламентско-президентскую, что, безусловно, является прогрессивным шагом вперед, больше соответствующим нынешним политическим реалиям, в которых страна находится. Страна стала более политически стабильной, авторитет политической власти существенно вырос, и это, безусловно, положительные моменты. В дельнейшем хотелось бы увидеть, чтобы большее развитие получило гражданское общество, СМИ, чтобы они нашли свое более четкое и реальное место в политическом процессе. Или, говоря иными словами, Армения должна сделать шаг на пути к развитию плюралистических форм государственности и демократии. Политический плюрализм заключается в том, чтобы все политические силы вне зависимости от того, представлены они в парламенте или нет, имели возможность оказания воздействия на политический процесс и на принятие решений. Хотелось бы, чтобы в Армении сложилась настоящая многопартийная система, чтобы была здоровая конкуренция между политическими силами и чтобы оппозиция имела возможность воздействия на формирование политического курса страны в соответствии со своими возможностями.

ИА REGNUM: Господин Посол, как Вы оцениваете уровень политической культуры в Армении, можно ли считать сегодня политическое поле республики состоявшимся в контексте парламентских выборов 12 мая? Могут ли они стать предпосылкой для проведения президентских выборов в соответствии с демократическими нормами?

Уровень политической культуры в Армении достаточно высок. Это объясняется во многом традициями страны. Потому что жить в Армении, жить на Южном Кавказе - это уже быть немного политиком в силу того, что здесь всегда было, есть и будет значительно больше переплетения различного рода интересов. Тот факт, что Южный Кавказ дал так много политических деятелей в истории СССР, объясняется тем, что степень понимания, политическое чувство здесь было всегда очень высоко. Но политическое чувство и умение участвовать в политическом процессе не всегда следует путать с политической культурой, потому что политическая культура это определенная система институтов для сопоставления, соотношения политических сил. А с этой точки зрения Армении предстоит еще многое сделать, потому что, несмотря на наличие хорошего политического чутья у армян, они слишком долго это чутье использовали в архаичных советских формах политической культуры, которые отжили свой век. И сейчас им нужно перенимать передовой опыт развитой демократии, что в Армении делается достаточно успешно, особенно это касается законодательства. Некоторые законодательные акты здесь лучше, чем в некоторых странах с более развитой демократией. Но вот с точки зрения их выполнения, здесь еще предстоит многое сделать. Но уровень политической культуры в Армении один из наиболее высоких на постсоветском пространстве. И Армения во многом приблизилась к тому, чтобы ускорить процесс евроинтеграции. В то же время в Армении, безусловно, сформировалось политическое поле. Другое дело, на каком уровне оно находится. Оно есть и оно позволяет политическим силам выражать свое мнение, но хотелось бы, чтобы принципы плюрализма, настоящей многопартийности получили большее развитие. Я думаю, что и правящая коалиция тоже заинтересована в наличии хорошей оппозиции. Потому что сопоставление своей программы с программой оппозиции тоже дает силы для дальнейшего развития. Вот то, чего сегодня немного недостает.

ИА REGNUM: Согласны ли Вы с мнением некоторых предшествующих председателей ОБСЕ о том, что этой структуре необходимо немного отойти от контроля и оценки выборных процессов и уделять больше внимания другим немаловажным сферам?

Те председательства, при которых осуществлялась моя миссия в Армении (голландское, болгарское, словенское, бельгийское, испанское), ни одно из них не ориентировало нас на то, чтобы мы занимались сугубо вопросами выборов. Наоборот, подчеркивалось, в том числе и в ответ на критику ОБСЕ со стороны определенной группы государств, что мы должны проводить свою работу сбалансированно. И мне отрадно, что нас ставят в пример того, что наш офис свою работу выполняет именно сбалансированно между различными программами. Понимание этого достаточно широко распространено в ОБСЕ, и здесь не должно быть проблем. Что же касается таких функций, как наблюдение за выборами, то здесь тоже формируется определенный консенсус, что это важное направление работы ОБСЕ, что оно должно совершенствоваться и становиться на более серьезную основу. Теперь для наблюдения нужны новые, продуманные методики. Потому что техника манипулирования выборами совершенствуется, следовательно, и техника наблюдения должна совершенствоваться. Важно то, чтобы эти наблюдательские миссии не превращались в инспекционные наднациональные поездки. Важно, чтобы это была действительно помощь, оказание содействия, которое можно было реально использовать, не вмешиваясь во внутренние дела и не нарушая суверенитет государства.

ИА REGNUM: Какие программы Вы не успели осуществить в Армении и хотелось бы, чтобы это было продолжено после Вас?

Я хотел бы пожелать своему преемнику, вопрос о котором на сегодняшний момент решается председательством, и я знаю, что есть очень интересные, хорошие, достаточно компетентные кандидаты, продолжения того, что уже начато, и инициирования каких-то новых проектов, о которых я, может быть, и не знаю, поскольку они зачастую ставятся самой жизнью. Что, на мой взгляд, обязательно нужно сделать, это довести до конца программу Меланж, это дело буквально двух-трех месяцев. Во-вторых, это полицейская реформа, создание новой демократической полиции. Мы в этом вопросе уже многое сделали и делаем сейчас. Но еще впереди непочатый край работы с точки зрения подготовки полицейских, привития им новых навыков работы с людьми на демократической основе, с тем, чтобы они чувствовали себя не начальниками, а настоящими слугами народа. Я думаю, что большое значение в этом отношении будет иметь проект создания станции оповещения и реагирования на вызовы населения, с тем, чтобы на основе современной электронно-автоматизированной системы любой житель Армении мог бы вызвать полицию и чтобы она незамедлительно прибыла. Этот проект инициирован властями Армении и полицией, мы оказываем содействие. Мы очень признательны государствам-донорам, которые нам оказали содействие и при Меланже, и при полицейской программе, это Бельгия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Германия, Голландия, США, Канада. Это перспективный проект, поскольку система охраны общественного порядка в Армении может и не хуже, а в некоторых аспектах и лучше, чем в других странах СНГ, но она нуждается в совершенствовании. Мы должны будем оказывать содействие в этом, и это не разовая акция, это многолетняя программа.

Надо также продолжить программы выхода в регионы Армении, и в этом отношении Сюникская программа занимает центральное место. Там очень благоприятные возможности для реализации экономических и экологических проектов. Там бурно развивается промышленность, там расположено 8% мировых запасов редких металлов, прежде всего молибдена, который сейчас очень высоко котируется на мировом рынке. Это единственный в Армении город, куда съезжаются жители со всей республики, и, таким образом, население этого района растет. Там бурно развивается инфраструктура, но там же расположена уникальная и легкоранимая природная среда, которая является воистину мировым достоянием и за состоянием которой нужно следить. И это создает необходимость в работе Орхуских центров, экологического мониторинга и осуществления проектов в этой сфере. Там также очень благоприятные возможности для содействия малому и среднему бизнесу. В этой связи мы там будем проводить программы по созданию бизнес-инкубатора, который мог бы содействовать малому и среднему бизнесу, которому надо уделять больше внимания вне зависимости от районов. Это направление, которое, с одной стороны, способствует экономическому развитию страны и имеет особое политическое значение, поскольку малый и средний бизнесмен является и собственником, и производителем, и избирателем. И этот избиратель сознательно идет на выборы, он обладает возможностью иметь информацию и он знает, за кого ему нужно голосовать, и он является той базой, которая создает в стране политический плюрализм. Чем более развита страна, тем более развит малый и средний бизнес.

ИА REGNUM: Известно ли Ваше следующее назначение?

Решением действующего председателя ОБСЕ с 15 июня я назначен главой центра ОБСЕ в Душанбе (Таджикистан). В этой стране много проблем, там намного больше, в три раза больше присутствие ОБСЕ. Но, тем не менее, я думаю, что опыт, который я приобрел в Армении, будет там полезен, и я со своими армянскими коллегами уже обсуждаю вопросы, как они могут быть полезными в этой стране с точки зрения обмена опытом. Хотя где-то, может быть, армянский опыт считается еще начальным, а для таких стран, в какую я еду, он может иметь очень большое значение как передовой опыт.