КС РФ рассмотрит статью о погребении террористов
Москва, 14 июня, 2007, 09:06 — ИА Регнум. 14 июня состоится заседание
Поводом к рассмотрению послужили жалобы граждан
Жалобы в КС подали родители погибших во время событий 13-14 октября 2005 года в Нальчике. Напомним, что 13 октября в результате дерзкой и масштабной акции столица Кабардино-Балкарии на целых полдня оказалась в руках двух сотен боевиков, не обладавших ни военным опытом, ни сколько-нибудь серьезным вооружением. Одновременно были атакованы 18 объектов силовых и правоохранительных структур. Нальчик был немедленно блокирован. В Кабардино-Балкарию были переброшены войска, спецподразделения и тяжелая техника. В результате уличных боев, продолжавшихся 13-14 октября, основные силы нападавших были уничтожены. По официальным данным, погибли 35 сотрудников правоохранительных структур, 12 мирных граждан и около 95 боевиков.
По сведениям адвоката
Как уже сообщало ИА REGNUM, родственники боевиков только 6 июня 2007 года узнали от адвоката Ларисы Дороговой, представлявшей их интересы в судебных инстанциях, что тела убитых кремированы 22 июня 2006 года. Об этом самой Дороговой стало известно из ответа представителя РФ в Европейском суде, куда и поступило сообщение о кремации тел боевиков из российских официальных источников. До последнего времени родственники боевиков добивались выдачи тел для захоронения их по мусульманским обрядам.
В мае 2006 года родителями погибших
По мнению заявителей, норма ст. 14.1 ФЗ от 12 января 1996 года "О погребении и похоронном деле" и Положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенной ими террористической акции в части: "Погребение террористов, умерших в результате пресечения террористической акции, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом их тела для захоронения не выдаются, и о месте их захоронения не сообщается", нарушает нематериальные права их детей, а также их непосредственные конституционные права, поскольку право быть погребенным с соблюдением религиозных и национальных обычаев (ритуалов) прямо вытекает из ч. 1 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах: "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений". В жалобе подчеркивается, что эта норма гарантирована или повторена Конституцией РФ: ч. 4 ст. 15; ч.ч. 1-2 ст. 17; ст. 28. В обращение заявителей в КС РФ указывается также, что отказ в выдаче родным тела для погребения с соблюдением религиозных и национальных обычаев (ритуалов) - носит характер санкции, налагаемой на преступника. Это ограничение прав не обеспечивает ни правосудия, ни защиты общественной и индивидуальной безопасности и нравственности, а именно тех высших ценностей, защита которых признается общепризнанными международно-правовыми нормами в качестве обстоятельств, разрешающих ограничения прав, а потому носит исключительно характер наказания. Наложение такого наказания, а именно, применение его к подозреваемым, в т.ч. к неидентифицируемым лицам, не являющихся фигурантами уголовного дела, возбуждаемого по факту преступления терроризм грубо нарушает несколько фундаментальных принципов правосудия, гарантированных ст. 49 Конституции РФ:
- а) невозможности признания человека виновным без решения суда;
- б) презумпции невиновности, ведь любое сомнение должно толковаться в пользу обвиняемого;
- в) терроризм по российскому законодательству - это конкретное уголовное преступление, а не публицистическое обвинение.
Санкции, применяемые к виновному в этом преступлении (в том числе, и лишение его прав на погребение родными), могут наступать только после вступления приговора в законную силу, и, таким образом, налицо внесудебная репрессия. Применение отказа в выдаче родным тела для погребения с соблюдением своих религиозных и национальных обычаев (ритуалов) является формой устрашения и коллективного наказание родственников погибших, чьи религиозные и этические чувства оказываются жестоко оскорблены и унижены.
Сам факт невыдачи тела, в том числе под предлогом его идентификации, по смыслу оспариваемой нормы, рассматривается как причастный к терроризму, что причиняет неоправданные нравственные страдания его родным.
Поэтому заявители просят признать не соответствующими ст.ст. 2, 15, 17, 21, 28, 49, 55 Конституции РФ, ст. 18 Международного Пакта о гражданских и политических правах РФ положения ст. 16-1 ФЗ РФ "О борьбе с терроризмом", ст. 14-1 ФЗ РФ "О погребении и похоронном деле" и иных, имеющих тот же смысл положения законодательства и подзаконных нормативных актов Российской Федерации.