12 июня - 20-летний юбилей ивановского музея ситца. Подобного музея нет больше нигде в мире. Юбилей был отмечен в Иванове 7 июня, сообщает ивановский корреспондент ИА REGNUM.

"Музея могло и не быть, - рассказала корреспонденту ИА REGNUM профессор ивановской текстильной академии Наталья Мизонова. - Это - дело большой удачи и большого энтузиазма его создателей. Пожалуй, лишь у ивановских студентов есть редкая возможность учиться на лучших образцах, работать в фондах, где хранится подлинная коптская ткань 5-7 веков. Ивановским студентам в Париж не надо ехать, чтобы увидеть уникальные коллекции мануфактуры, одежды и многого другого, когда-то собранного знаменитым ивановским меценатом Дмитрием Бурылиным. Все это богатое наследие - не просто экспонаты, а живой рабочий материал. Вошли в моду корсеты. Куда за технологией изготовления идти? Конечно, в музей. И показали, и потрогать дали, и понять помогли, как их шить, для кого и зачем. Это вам не интернет и не книжка - живой, реальный предмет со своей собственной судьбой. Вся история текстиля в музее ситца не только "разложена по полочкам", но и представлена очень красиво, с высокой культурой... Здесь особенно ощущаешь ностальгию по ивановским ситцам и сатинам.

Выступавшие на юбилее вспоминали, что в советские годы в здании музея располагалась комендатура. Бесценный мрамор был закрашен казенной зеленой краской. Создателям музея понадобилось много средств и труда, чтобы восстановить здание. Объект возводили методом народной стройки, в которой приняли участие 122 промышленных предприятия. Стояла задача органично вписать в интерьеры стиля модерн историю крестьянского промышленного производства, ставшего ведущей отраслью региона. Сложная задача, по оценкам специалистов, была выполнена "блестяще". В обновленном "бурылинском особняке" была собрана вся история промысла от первых крестьянских светелок до наших дней. При этом искусствоведам удалось сохранить теплоту "домашнего музея", задуманного фабрикантом и меценатом Дмитрием Бурылиным. На торжествах в связи с этим многократно вспоминали тогдашнего руководителя областного музейного объединения Элеонору Горбунову.

Теплую телеграмму с признанием в любви прислал к торжеству почетный гражданин Иванова, мэтр отечественной моды Вячеслав Зайцев. В музее недавно открылась его постоянная авторская экспозиция, или музей в музее, под который отдано несколько залов.

К дню рождения музея была приурочена выставка ивановских лоскутниц.

Справка ИА REGNUM. Начало музея его создатели относят к 1887 г., когда в Германии, в Мюльгаузенском музее ивановский фабрикант и меценат Дмитрий Бурылин увидел поразившие его воображение коллекции тканей и текстильного оборудования. Под впечатлением от экспозиции он стал пионером отечественного текстильного краеведения, начал собирать образцы тканей ивановских предприятий в первую российскую коллекцию. Серьезные средства на нее поступали от старшего брата Николая, владевшего Куваевской мануфактурой. Он же, по поручениям собирателя, привозил из поездок и выписывал из Франции уникальные образцы. Текстильный фонд составили несколько сотен тысяч образцов тканей России, Западной Европы, Персии стали гордостью музейного собрания Бурылина и всего текстильного края. Они стали основой музея ивановского ситца. Дмитрий Бурылин экспонировал текстильную коллекцию на выставках и ярмарках, чтобы представить эволюцию отрасли. Российские текстильные фабриканты считали делом чести выставить ткани своих фабрик в бурылинском музейном собрании. В духовном завещании от 24 октября 1896 г. Дмитрий Бурылин написал: "Означенное собрание впоследствии должно быть достоянием нашего родного города Иваново-Вознесенска и никогда не должно быть распродано или расхищено (приобреталось оно с большой нужной и трудами)".

25 августа 1912 г. было заложено здание музея. Год спустя, еще до его открытия, член-учредитель Иваново-Вознесенского филиала рисовальной школы (одного из 5-ти филиалов Санкт-Петербургского училища технического рисования барона Штиглица) Дмитрий Бурылин предоставил школе часть музейных помещений. Фабрикант дарил учебному заведению редкие книги, образцы русских и заграничных тканей, выдавал на пользование подлинные предметы из собрания, организовывал обучение в экспозиционных залах и руководил работой по оборудованию в музее учебной ткацкой мастерской. Учениками школы были дети крестьянского и мещанского сословия. Иваново-Вознесенская рисовальная школа признана учебным заведением высшего разряда. Из ее стен вышли известные художники текстильного рисунка. Многие из них работали позднее на Куваевской мануфактуре, владел которой брат основателя музея Николай Бурылин. Он поднял ивановские ситцы на недосягаемый, по признанию современников и позднейших специалистов, уровень. Новейшее оборудование и технологии поставили ткани его предприятия вне конкуренции. На Куваевской мануфактуре была организована самая лучшая рисовальная мастерская, где работали известнейшие художники по тканям. На промышленных выставках в Москве, Луивиле (Америка), Париже продукция товарищества неизменно награждалась золотыми медалями. Фабриканты региона в XIX в. равнялись на куваевские ткани, но встать на один уровень с ними ни один не сумел. Ивановские ситцы изначально и традиционно производились крестьянами для крестьян. Николай Бурылин переориентировался с крестьянского потребителя на городского. Такого "французского модерна" больше никто в текстильном крае не выпускал. В музее ситца хранятся жаккардовые картины на библейские сюжеты из тончайших лионских шелков, которые Николай Бурылин специально выписал из Франции для ивановской рисовальной школы.