Увеличение тиражей книги Евгения Гришковца "Рубашка", упомянутой в ходе пресс-конференции Андрея Лугового 31 мая, не вызвало однозначно положительной реакции ее автора, не желающего связывать дополнительную популярность своего произведения с делом Александра Литвиненко. Однако дискуссия о том, как повлияют эти события на судьбу книги, оставила в тени другой вопрос: каким же именно образом, по словам Лугового, роман "Рубашка" использовался в целях шифрации?

Напомним, Луговой рассказал, что Литвиненко, пытаясь завербовать его для работы на британские спецслужбы, выдал ему специальные "средства для безопасной связи". Они состояли из мобильного телефона с английской SIM-картой, а также романа "Рубашка". Шифрование сообщений должно было идти с помощью номеров страниц, абзацев и строк в этой книге.

С вопросом о том, насколько правдоподобно использование британскими спецслужбами такого метода общения, корреспондент ИА REGNUM обратился к одному из ведущих отечественных экспертов по криптографии.

По мнению эксперта, шифрация сообщений "по книге" среди профессионалов давно не считается надежной. Суть метода проста: на обоих "концах провода" имеется одна и та же книга, и вместо каждой буквы в сообщении указывают место этой буквы на какой-либо странице. В идеале каждый раз следует указывать новые "координаты" буквы. Однако на практике это делает коммуникацию недопустимо медленной, и применяются облегченные варианты. Например, вместо букв указывают координаты целых слов - по крайней мере, поступают так с короткими и наиболее часто употребляемыми словами. Или же регулярно указывают хотя бы для некоторых букв одни и те же координаты. Все это, как считает эксперт, делает "тайнопись" более быстрой, но очень уязвимой. Имеются надежные данные о том, как часто в среднем встречаются в текстах различные буквы и наиболее раcпространенные слова. И если шифрованный текст - достаточно длинный, шифр можно разгадать, обратив внимание на то, какие "координаты" встречаются в нем чаще всего. Для этого не нужно сколько-то лет непрерывной работы дешифрующего компьютера - специалист все может сделать даже вручную. "Кроме того, подсмотреть, какую книгу используют люди на концах провода, куда легче, чем, например, узнать, каким электронным шифром они пользуются," - отметил криптограф.

"Мне трудно сказать, действительно ли тот способ шифрации, о котором говорит Луговой, применяется в британской разведке, или же он стал лишь предметом развлечения лиц, возомнивших себя ее сотрудниками. В любом случае, насколько мне известно, сегодня "книжный шифр" используется достаточно неожиданным набором социальных групп. С одной стороны, он популярен в уголовной среде - конечно, не в оргпреступности, а у мелких жуликов. С другой стороны, им нередко пользуются знаменитости, в частности, популярные деятели искусства, спасаясь от незаконной прослушки со стороны всевозможных папарацци. Среди них такой метод считается более "продвинутым", чем замена в телефонном разговоре одних слов другими. Однако, судя по всему, конфиденциальности им не обеспечивает ни то, ни другое: скандалы с прослушкой звезд идут по всему миру. Что же касается использования "книжного шифра" спецслужбами Великобритании, то мне это напоминает разве что времена Шерлока Холмса. Даже странно, что Луговым была упомянута не книга Конан Дойля," - пошутил эксперт.