Президент Абхазии Сергей Багапш 30 мая выступил с ежегодным обращением к Народному Собранию. ИА REGNUM приводит полный текст.

"Уважаемые депутаты! Уважаемые граждане Абхазии! Я тезисно изложу основные моменты ежегодного Послания Народному Собранию - Парламенту страны. В прошлом моем послании главный акцент ставился на укреплении государства как основного фактора достижения нашей цели - построения независимого, демократического, признанного мировым сообществом Абхазского государства с цивилизованной рыночной экономикой. Укрепление государства - это, прежде всего, совершенствование всех его институтов, усиление правовой дисциплины и формирование действенной судебной системы. Такая задача остается одной из основных и сегодня. Обеспечить эффективную защиту прав граждан, повысить уровень жизни народа - долг и обязанность всех ветвей власти, наш с вами долг. Хотя и скромные, но в этом деле есть позитивные результаты. В стране наблюдается устойчивый экономический рост. Увеличивается число рабочих мест. Пока еще медленно, но растут реальные доходы населения. Еще пару лет назад сложнейшей проблемой была своевременная выплата заработной платы и пенсий. Сегодня этой проблемы нет. Работники бюджетной сферы получают, пусть пока и не большую, но без задержек оплату за свой труд. Государство приняло ряд серьезных мер по укреплению гарантий частной собственности с помощью совершенствования налоговой системы и либерализации экономики. В этой связи отмечу принятие первой части Гражданского кодекса, завершение работы над остальными частями, принятие Уголовного кодекса, целого пакета законов, направленных на пенсионную и судебную реформы, на обеспечение гарантий в сфере предпринимательской деятельности населения Абхазии и иностранных инвесторов.

Уважаемые депутаты! Большую работу провел Парламент Абхазии прошлого созыва. Хочу еще раз выразить благодарность прежнему составу Народного Собрания за его конструктивное сотрудничество с исполнительной властью, за солидный вклад в укрепление законодательной базы страны. В то же время, если задать вопрос, довольны ли мы результатами своей работы, то будет однозначный ответ - нет. Проблемы в экономике, а по сути дела в блокадной экономике, не исчезли. На фоне общего роста благосостояния остается всё еще большое число малоимущих. Уровень социальной поддержки государством пока не удовлетворяет необходимые запросы по поддержанию достойного уровня жизни тех, кто не в состоянии его обеспечить сам. Считаю, что всё ещё продолжается порочная практика занижения возможностей нашей экономики. Причём, в оправдание такой оценки по-прежнему берутся неразрешенность политической ситуации вокруг Абхазии и её экономическая блокада. Да, два этих фактора негативно влияют на условия нашей жизни. В то же время положительные примеры успешного ведения бизнеса гражданами Абхазии и иностранными инвесторами доказывают, что уже сегодня можно добиваться хороших результатов. Уверен, что главным в решении экономических задач должно стать создание благоприятных условий для деловой активности населения. Иными словами, люди должны получать реальную помощь государства для того, чтобы суметь безболезненно войти в рыночную экономику и зарабатывать средства на достойную жизнь. Разработка и реализация такой программы - первая задача правительства. Надо признать, что во многом возможности страны блокируются неповоротливым, малоэффективным, зачастую некомпетентным государственным аппаратом. В ближайшее время необходимо серьезно пересмотреть структуру исполнительной власти, придав ей максимум рационализма и оперативности в предоставлении населению качественных услуг. Как показывает практика, в любой системе управления должны быть четко определены функции и задачи каждого звена, каждого структурного подразделения, а также порядок их взаимодействия. Для устранения существующих пробелов и недостатков на законодательном уровне нам необходимо разработать и принять закон о государственной службе. Модернизация структуры исполнительной власти - это длительный процесс. Любые структурные преобразования требуют серьезной подготовки и тщательного расчета, потому как цена ошибки - это, прежде всего, благополучие людей. Нас совершенно не устраивает сложившаяся система в вопросах принятия, а главное - исполнения решений, когда из-за неквалифицированной подготовки и отсутствия контроля, серьезные вопросы "повисают" в воздухе и часто не решаются вовсе. Необходимо всерьез задуматься о пересмотре ряда контрольно-разрешительных функций государства и их либерализации, а возможно и передаче местному самоуправлению и даже не государственному сектору. Надо исключить ситуации, когда госаппарат притягивает к себе избыточные функции. Это бюрократизирует его действия и осложняет жизнь гражданам. В конечном счете, излишние административные барьеры, ограничения экономических свобод, нерациональная организация работы госструктур порождают коррупцию.

Уважаемые депутаты! В марте наша страна сдала еще один экзамен на зрелость. Парламентские выборы в очередной раз доказали, что Абхазия состоялась как демократическое государство, где уровень прав и свобод человека соответствует международным стандартам демократии. Этого мнения придерживаются и присутствовавшие на выборах многочисленные международные наблюдатели. Однако необходимость дальнейшего совершенствования выборного законодательства не вызывает сомнений. Считаю приемлемой идею принятия Избирательного кодекса Республики Абхазия, который будет регламентировать выборы всех уровней: Президента, Парламента, органов местного самоуправления. Выборы вызвали в обществе широкую дискуссию о том, какая модель избирательной системы оптимальна для Абхазии. Недостатки существующей сегодня - мажоритарной - очевидны. На мой взгляд, нам необходимо переходить на смешанную (пропорционально-мажоритарную) избирательную систему, где одна часть депутатов высшего законодательного органа страны будет формироваться по партийным спискам, а другая - по одномандатным округам. Формирование политических партий - довольно длительный и сложный процесс. Переход на смешанную избирательную систему положительно отразится на этом процессе. Необходимо отказаться от практики существования общественно-политических движений, не имеющих фиксированного членства, созданных специально под выборы. Существующие ОПД, которые сочтут для себя необходимым оставаться на политической арене страны, должны быть преобразованы в политические партии, а другие - в общественные организации. Сильные партии станут залогом построения сильной и стабильной политической системы государства. Именно поэтому нам необходимо приступить к разработке закона о политических партиях.

Уважаемые депутаты, в стране начата работа по Конституционной реформе. Специальной комиссией уже подготовлены проекты двух глав Конституции - пятой и седьмой. В них предусмотрено создание Конституционного суда. Формирование в Абхазии Конституционного суда надо расценивать как неоспоримый аргумент демократизации нашего общества и государства. В январе этого года данные проекты были опубликованы в средствах массовой информации для широкого обсуждения обществом предполагаемых поправок к основному закону страны. К сожалению, на сегодняшний день от общественных организаций и тех, кто на словах и в прессе выступают как активные сторонники реформ, не поступило ни одного замечания и предложения. Получается так - в популистских целях критиковать Конституционную реформу, саму Конституцию мы умеем, а вот сформулировать и предложить свой альтернативный взгляд - проблематично. Сейчас Рабочая группа Комиссии вырабатывает предложения по изменению глав Конституции, регламентирующих статус законодательной и исполнительной ветвей власти. Необходимо сбалансировать полномочия Президента и Парламента, подумать над тем, чтобы закрепить за Народным собранием право на дачу согласия Президенту утверждать кандидатуру на должность Премьер-министра и право Президента распускать Народное Собрание и назначать новые выборы. Имеющиеся успехи в законотворческой деятельности не должны останавливать нас на уже достигнутом. В предыдущем Послании Народному Собранию я предлагал совместно со всеми субъектами права законодательной инициативы выработать единую государственную программу законотворчества. На основании такого документа мы сможем выработать стратегию законотворчества, по крайней мере, на ближайшие годы. И в этом не только Парламенту, но и всем ветвям власти необходимо приложить максимальные усилия.

Уважаемые депутаты! Показатели экономического развития Абхазии за 2006 год, несмотря на отрицательное воздействие внешних факторов, в целом выглядит неплохо. Выросли бюджет, собираемость налогов, инвестиции, заработная плата работников бюджетной сферы, решается ряд социальных программ. Я не буду останавливаться на цифрах, они вам достаточно хорошо известны. Нас эти показатели не должны успокаивать. Мы прекрасно осознаем, что в стране достаточно нерешенных проблем. Многие из них были накоплены в предыдущие десятилетия и никуда не делись. Наша стратегическая политика сегодня - разумное государственное вмешательство в экономику, наращивание производства, развитие торгово-экономических отношений, привлечение инвестиций. К сожалению, предпринимательская свобода в нашей республике все еще ограничена, тому есть объективные причины, и сидящие в этом зале прекрасно понимают, о чем я говорю. Основными препятствиями являются несовершенное законодательство, некомпетентность чиновников и, зачастую, безнаказанность криминала. Функции некоторых органов государственного управления порой смешаны с функциями коммерческих организаций. Это несовместимо и со здравым смыслом, и с действующим законодательством. Данное положение необходимо изменить в кратчайшие сроки. Базовым принципом динамичного экономического развития является эффективная банковская система. В этой связи необходимо усилить банковский надзор, обеспечить прозрачность деятельности банков, принять меры по повышению их капитализации. Сегодня активнее стали осуществляться корреспондентские отношения с зарубежными коммерческим банками. Через национальную банковскую систему электронных расчетов клиенты совершают операции по расчетам с предприятиями за пределами Абхазии, что позволяет сохранять в значительной сумме наличную денежную массу на территории республики. В 2006 году на 50 % увеличился налично-денежный оборот. Увеличились темпы кредитования юридических лиц негосударственного сектора экономики, а также индивидуальных предпринимателей. Очевидно, что положительные тенденции в банковской сфере будут усиливаться.

Уважаемые депутаты! Действующая налоговая система Абхазии позволяет сегодня уклоняться от налогов, способствует уходу экономики "в тень" и уменьшению инвестиционной активности. Данную проблему можно решить только принятием единого, комплексного документа, в котором достигается баланс интересов государства и налогоплательщиков. Важным шагом в области налоговой реформы будет принятие и введение в действие Налогового кодекса Республики Абхазия. Это снимет ряд острых вопросов, связанных с взаимоотношениями между контролирующими органами и налогоплательщиками. Налоговая система должна стать наиболее благоприятной для развития частного бизнеса и притока иностранного капитала в национальную экономику, в котором республика крайне заинтересована. Это наша стратегическая цель и необходимость. Поэтому в ближайшее время необходимо принять новый закон "Об иностранных инвестициях", который должен обеспечить самые благоприятные условия для внедрения частного капитала во все привлекательные отрасли экономики. Главная мотивация таких мер очевидна - инвесторы придут только туда, где правила ведения бизнеса ясны и понятны, где есть гарантии и правовая защита их интересов. Основными участниками инвестиционных проектов в республике являются российские предприниматели и бизнес-структуры. Как и прежде, нам необходимо продолжить работу над совершенствованием и адаптацией законодательных и нормативных актов в этой области. В то же время Абхазия подтверждает свою готовность к взаимовыгодному, полезному экономическому сотрудничеству и с другими странами.

Уважаемое собрание! Несмотря на значительный ежегодный рост государственного бюджета, сохранились элементы системы управления государственными финансами с недостаточно высокой степенью эффективности. Необходимо повысить качество управления бюджетными средствами, а также совершенствовать процедуры бюджетного планирования, учета и контроля. Сегодня государство обязано сконцентрировать свои ограниченные ресурсы на выполнении базовых функций. Основным приоритетом в бюджетных расходах останутся расходы на социальную сферу - на поэтапное повышение уровня заработной платы, выплату пенсий и пособий социально незащищенным слоям населения. Как и прежде, мы будем создавать для этого все необходимые условия. Что касается аграрного сектора экономики, то правительству республики необходимо представить предложения по кардинальному изменению направления финансирования сельского хозяйства. Специфические особенности аграрного сектора доказали бесперспективность постоянных дотаций и субсидий в некоторые направления этой отрасли. Нам необходимо сделать акцент на поддержку сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств посредством льготного кредитования тех из них, которые способны обеспечить наибольшую отдачу вложенных средств. Еще одним направлением в развитии аграрного сектора станет принятие закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", который установит новые экономические принципы размещения именно на договорной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции предприятиями, расположенными на всей территории Республики, независимо от форм собственности. Это заинтересует работников села в развитии не только традиционных отраслей аграрного производства, но и в закладке новых культур. Одной из наиболее остро стоящих перед республикой задач, решение которой прямо влияет на состояние дел в экономике, - это развитие сети автодорог. В результате реализации намеченных мер экономическая система должна дать толчок развитию малого и среднего бизнеса, формированию самостоятельного среднего класса, когда достаток каждого будет определяться его трудом и способностями, что в свою очередь выведет Абхазию на качественно новый уровень развития.

Уважаемые коллеги! Государственная социальная политика для нас была и остается главным приоритетом. Необходимо, с одной стороны, аккумулировать средства для социальной помощи тем группам населения, которые в ней нуждаются (многодетные и неполные семьи, инвалиды, вдовы и дети погибших защитников Отечества, пенсионеры), а с другой - поддержать такие направления, без которых невозможно будущее развитие любого государства - это образование, наука, культура, здравоохранение. Поэтому государственное регулирование, в первую очередь, должно быть ориентировано на стабильное проведение льготной политики по отношению к отраслям социальной сферы, на создание условий для более широкого привлечения в неё внебюджетных источников, в том числе иностранных инвестиций. Преобразования в социальной сфере необходимо направить на достижение следующих основных целей: во-первых - обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование; во-вторых - создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте. В социальной политике государства предоставление населению необходимой медицинской помощи - это, по сути, сохранение общества, обеспечение национальной безопасности. Между тем состояние системы здравоохранения характеризуется наличием фундаментальных проблем, требующих принятия принципиальных решений и действенных мер. Главными при этом являются проблемы организационно-экономические. Следовательно, реформирование социальной политики стало задачей, решение которой нельзя дальше откладывать. Приоритетным направлением развития здравоохранения на ближайшие годы должно стать: развитие первичной медико-санитарной помощи; повышение уровня оплаты труда; подготовка и повышение квалификации врачей; укрепление материально-технической базы медучреждений; усиление профилактической направленности здравоохранения и обеспечение населения высокотехнологичной медпомощью. Главная цель реформы здравоохранения - повышение доступности и качества медицинской помощи для всех слоев населения. Другими приоритетами государственной социальной политики страны остаются тесно взаимосвязанные между собой социальная защита семьи, улучшение ее положения в обществе, охрана материнства и детства и демографическая ситуация. Эти вопросы должны стать предметом особого внимания государства, для чего необходимо разработать продуманную, современную, финансово обеспеченную Концепцию демографической политики Республики Абхазия.

Уважаемые депутаты! Важнейшей задачей системы образования является подготовка педагогических, научно-педагогических и профессорско-преподавательских кадров, максимально приближенных по своему уровню к международным стандартам. Для этой цели необходима модернизация структуры и содержания образования, что должно соответствовать новым требованиям времени. Вместе с тем в образовательной системе остро стоит вопрос кадрового обеспечения. Каждый шестой учитель достиг пенсионного возраста. В результате слабой социальной защищенности, недостаточной заработной платы и низкой престижности работы в системе образования мы теряем лучших специалистов. Ощущается дефицит необходимых государству специалистов. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы выпускники учебных заведений работали по специальности. Сегодня государство принимает конкретные меры по улучшению учебно-методической и материально-технической базы ряда образовательных учреждений. Но этого мало. Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей республике. Задача стоит так: образование в Абхазии должно достичь такого уровня, когда любой гражданин нашей республики, получив соответствующую международному уровню квалификацию, сможет стать востребованным специалистом.

Уважаемый Парламент! Положение в судебной ветви власти диктует необходимость судебно - правовой реформы. Её итогом должны стать укрепление самостоятельной судебной власти и совершенствование всей системы. Необходимо проводить работу над развитием организационных основ, совершенствованием кадрового и финансового обеспечения судебной системы. Реформа призвана изменить не только многие технические стороны, но и, во многом, некоторые принципы судопроизводства. Судья должен быть освобожден от несвойственных ему обязанностей не процессуального характера. Относительно развития законодательства в судебной сфере за прошедший год необходимо отметить принятый Уголовный кодекс Республики Абхазия, который вступает в силу с 1 июня текущего года. Уголовный кодекс стал результатом реформы в области административного, гражданского, налогового и уголовного законодательства, которая осуществляется сегодня совместно с Парламентом. Идёт процесс реформирования нашего общества, приоритетными признаются общечеловеческие ценности. В прежнем Уголовном кодексе на первое место была поставлена задача охраны государственных интересов. В новом же - интересы человека, потом общества, потом государства.

Уважаемое Собрание! За 2006 год мной был внесён в Парламент ряд законопроектов, связанных с изменениями и дополнениями в такие Законы, как "О всеобщей воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих". Эти изменения и дополнения направлены на улучшения социального положения военнослужащих. Мной также внесён в Парламент Закон "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, службу в органах государственной безопасности и государственной службе охраны и их семей". Данный закон устанавливает гарантированное пенсионное обеспечение различным категориям пенсионеров среди военнослужащих. В результате совместной работы с Парламентом был принят и подписан ряд законов, направленных на непосредственное обеспечение безопасности страны и установление ответственности военнослужащих. Это законы: "О безопасности", "О материальной ответственности военнослужащих", "О резерве Вооруженных сил Республики Абхазия", "О военном положении". Всё это позволяет своевременно проводить плановые командно-штабные, мобилизационные, тактические учения и тренировки. Сегодня в армии: спланирована и проводится работа по созданию новой организационно-штатной структуры, позволяющей иметь более мобильные и более боеспособные воинские части; создается учебный центр по подготовке младших специалистов всех родов войск; осуществляется комплектование воинских частей военнослужащими по контракту; комплектуются подразделения специального назначения и имеющие на вооружении сложную боевую технику; совершенствуется система управления войсками; созданы новые командные пункты, оснащенные современными средствами связи; особое внимание уделяется технической переоснащенности вооруженных сил; приобретаются современные средства связи, что позволяет оперативно управлять войсковыми подразделениями; -улучшается продовольственное и вещевое обеспечение; проводятся ремонтно-строительные работы казарменного фонда, складов вооружения, строительство гаражей и крытых боксов для специальной техники. Однако, всё ещё не в полном объеме налажена система переподготовки резервистов по дефицитным специальностям. Не все командиры резервных подразделений исполняют свои обязанности в соответствии с должностным предназначением, продолжая жить прошлыми заслугами, не совершенствуют свои знания и навыки.

Уважаемые депутаты! Становится всё более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами общество и государство не справится, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого необходимо для решения задач, связанных с организацией территориального управления. Развитие местного самоуправления невозможно без поддержки государством его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы населения. В настоящее время становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством существующей правовой базы. Вместе с тем необходимо осознавать, что эффективность местного самоуправления во многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых законов, которые обеспечивают организационную и экономическую самостоятельность административно-территориальных единиц. Она зависит и от понимания гражданами своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления, от способности их реализовывать. Однако и органы местного самоуправления не проявляют инициативы, они пассивны в сотрудничестве с органами государственной власти. Большой проблемой местного самоуправления остается недостаточность его собственной доходной базы. Очень важно, чтобы на местах была возможность создавать собственные источники формирования бюджета за счет местных налогов и сборов и от владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Уважаемые коллеги! Прошлый, 2006 год, принес много испытаний во внешнеполитической жизни страны. Это, прежде всего, кодорские события и напряженная ситуация в грузино-абхазском переговорном процессе, который был сорван по вине Грузии. Грузинская сторона уже который раз подвела ситуацию к разжиганию нового военного конфликта в регионе. Благодаря неизменному стремлению Абхазии решить эту проблему исключительно мирным путем и поддержке нашей позиции участниками процесса урегулирования удалось предотвратить нарастание угрозы новой войны, которая могла затронуть все страны региона. Очевидно также, что принятая Советом Безопасности ООН Резолюция 1716 от 10 октября 2006г. является подтверждением озабоченности международного сообщества возможностью возобновления военных действий. При открытой поддержке действий Грузии со стороны США, Европейский Союз и Россия выступили с однозначной, жесткой позицией, осуждающей интенсивную милитаризацию и агрессивную риторику Грузии. Мы подтверждаем свою твердую позицию в вопросе возобновления переговорного процесса: сорванный по вине Грузии, он может быть реанимирован только в случае, если Грузия выполнит все нарушенные обязательства и соглашения, гарантами которых являются ООН, Российская Федерация и ОБСЕ. Совершенно очевидно, что действия Грузии подтверждают её стремление к вытеснению Российской Федерации из процесса переговоров и принижению роли ООН в грузино-абхазском мирном процессе. Грузинские власти используют любую возможность, чтобы уклониться от подписания мирного договора с Абхазией, так как в данном документе будут чётко определены условия обеспечения международных гарантий безопасности и ответственности Грузии за возможную полномасштабную военную агрессию. В таких условиях для достижения политических целей, сохранения хрупкого мира необходимо в полной мере использовать переговорный процесс, проходящий под эгидой ООН. Неизменна наша позиция и в вопросе участия Российской Федерации в этом процессе: Россия была и остается нашим главным партнером в мирном урегулировании. Мы продолжаем настойчиво требовать участия представителя Абхазии при рассмотрении Консультационным комитетом Совета Безопасности ООН вопросов грузино-абхазского урегулирования с тем, чтобы непосредственно донести свою позицию до международного сообщества. Данные шаги осуществляются в экстремальных условиях непризнанности, политического давления, изоляции и эмбарго. Процесс утверждения и отстаивания национальных интересов Республики Абхазия должен проходить на всех уровнях, внешних и внутренних. Аргументированное стремление Абхазии стать равноправным членом международных и региональных процессов, в которых Абхазия будет выступать как равноправный партнер, существенно изменят отношение окружающего мира к Абхазии. Сейчас не время новых войн за перераспределение природных ресурсов в регионе, за удовлетворение националистических амбиций. Сейчас время новой жизни, приходит время взвешенной, многовекторной внешней политики, свободной от идеологических предубеждений и краткосрочных конъюнктурных соображений. Мы исходим из того, что тенденция формирования нового, более справедливого международного порядка, в котором наша страна должна занять достойное место, отвечает национальным интересам Республики Абхазия.

Уважаемые депутаты! Одними из основных интересов Абхазии являются развитие генофонда, национальной культуры, языка, исторических ценностей, а также укрепление связей с братскими народами Северного Кавказа и Юга России. Процесс репатриации является ключевым для нас, и в его осуществлении мы готовы обратиться к опыту других стран мира. Достаточно обратиться к примерам Израиля, Греции или Германии. Мы укрепили сотрудничество с нашими основными союзниками - Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Южная Осетия. За прошедший год МИД Абхазии провел 3 встречи с МИДами Приднестровья и Южной Осетии, две из них состоялись в Москве. Эти встречи явились очередным импульсом к укреплению всестороннего сотрудничества между нашими странами и явились результатом стремления народов наших стран к развитию продуктивных взаимовыгодных отношений не только в сфере экономики, но и в стратегическом сотрудничестве. Абхазия докажет международному сообществу, что признание республики будет способствовать долгосрочной стабильности в регионе и не будет угрожать безопасности соседей, в то время как полномасштабное возвращение грузинских беженцев или вдавливание Абхазии в состав Грузии приведет к очередному конфликту. Мы будем продолжать стремиться к присоединению Абхазии к международным гуманитарным договорам и соглашениям в области прав человека и свободы слова, что обязательно приблизит Абхазию к международным стандартам и повысит уровень доверия к стране со стороны международного сообщества. К тому же, за 14 лет независимого существования в условиях блокады и постоянного политического давления Абхазия своей миролюбивой политикой, соблюдением демократических принципов и уважением прав личности, развивающейся экономикой и бережным отношением к окружающей среде доказала свое право стать международно-признанным государством. И оно будет достигнуто, потому что это - путь естественного исторического развития. Спасибо!"