Корреспондент ИА REGNUM обратился сегодня, 28 мая, к представителям русской общины Эстонии с просьбой подвести итоги событиям, произошедшим месяц назад (26-29 апреля в Таллине и других городах Эстонии прошли массовые акции протеста против переноса памятника "Бронзовый солдат", при подавлении которых были задержаны более тысячи человек - прим. ИА REGNUM).

На вопросы ИА REGNUM ответили: председатель таллинского Союза ветеранов Второй мировой войны стран антигитлеровской коалиции Владимир Метелица, руководитель проектов культурного обмена между эстонскими и российскими школьниками "Мосты культуры" Татьяна Петкова, глава Союза обществ российских соотечественников Эстонии Сергей Сергеев, глава Союза старообрядцев Эстонии Павел Варунин, директор Эстоно-российской палаты предпринимателей Надежда Степанова.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM отвечать на вопросы, связанные с "бронзовыми событиями", отказались около десяти русских чиновников таллинской мэрии, министерства образования и науки, финансов, юстиции, ряда государственных монопольных предприятий в области энергетики и портовых услуг, а также организаций культуры. Один из них в качества причины отказа сообщил, что не хочет неприятностей на работе.

ИА REGNUM: Какой лично для Вас основной итог "бронзовых событий"?

Метелица: "Для меня все случившееся стало шоком. Как представитель общественного "круглого стола" при таллинской мэрии я и его участники за каких-то три часа до начала демонтажа памятника услышал из уст министра обороны Яака Аавиксоо заверения в том, что памятник останется на месте. Он нас уверял, а через три часа начался демонтаж! Разве такую ложь прощают? Хулиганы в те беспокойные дни были использованы властями, акты вандализма и грабежей мы однозначно осуждаем. Очень тревожит, что власти намерены жестоко расправиться с инакомыслием, не остановились даже перед арестами школьников. Как вы знаете, уже 40 человек подали жалобы на действия полиции, и это только вершина айсберга. Большинство боится выражать протест, все встревожены. Для нас характерно ощущение, что русских эстонские власти не уважают, пытаются показать нам наше истинное место в этой стране. Это порождает пассивное сопротивление".

Петкова: "События показали, что годы, которые две общины Эстонии провели бок о бок, и то, что было сделано положительного, все это не пошло впрок. Я не знаю точных причин, но понимаю, что серьезные мировоззренческие разногласия существуют и они проявились. С другой стороны, скажу, что мы, русская община, себя больше зауважали. Я не имею в виду погромщиков и хулиганов - у этих нарушителей нет национальности. Но вот как себя повела община 9 мая, не может не вызывать уважения - с достоинством и решительностью. Все эти тысячи людей, направлявшихся к памятнику "Бронзовый солдат" с цветами, по единому порыву - это оставило очень сильное впечатление. Нечто подобное я испытывала в середине 90-х годов, когда в Таллине так же стихийно был проведен Крестный ход в защиту православной церкви от произвола властей. Тысячи людей с иконами и свечами прошли молчаливо по Старому Городу. Думаю, это жуткое зрелище для тех, кто неправ".

Сергеев: "Я считаю, что страна откатилась на 15 лет назад в развитии гражданского общества. Раскол пролегает и по национальностям, и по вопросам идеологии. Самое большое мое беспокойство вызывает то, что самый резкий раскол прошел среди молодежи".

Варунин: "До сих пор сложно говорить спокойно. Обидно, но я не вижу никаких шагов со стороны русской и эстонской общины к диалогу, каждая говорит только о своих обидах и проблемах, не слушая другую. Вопрос отношения к памятнику незаметно трансформировался в крик "Наших бьют!", и раскол по национальностям набрал обороты. Внешне его не видно, но он сидит в глубине каждого из нас. Я не думаю, что такое противостояние было и раньше - все-таки за 15 лет точки сближения были, а сейчас что говорит одна сторона, другая на веру не берет".

Степанова: "Эмоционально я бы описала это ощущение как разочарование. В 1991 году у нас, русских Эстонии, был выбор и мы сделали выбор в пользу Эстонии. Мы поддержали независимость страны и все эти годы доказывали свою лояльность. Теперь спустя 16 лет выяснилось, что наше терпение власти просто не ценили. Увы, но решения правительства уже сказались на свертывании практически всех наших связей с российскими бизнесменами - отменено участие в выставках, коммерческие договоренности".

ИА REGNUM: Как вы оцениваете действия эстонских властей, полиции, СМИ во время "бронзовых событий"?

Метелица: Я уверен, что уличные погромы были организованы самими властями, чтобы показать защитников памятника в негативном ключе и оправдать демонтаж "Бронзового солдата". Типичными для этого правительства стали вранье и ложь.

Петкова: "Оцениваю как очень недальновидные. А результат работы эстонских СМИ я увидела на примере моих эстонских знакомых - они, начитавшись и насмотревшись, стали искренне верить в то, что Россия мечтает их захватить и что события в Таллине организованы в Москве. Умные, грамотные люди верят в это и я не знаю, в чем тут причина. Может, сказывается историческая память? Им показалось страшным то, что они увидели по телевизору".

Сергеев: "Однозначно, как неуклюжие действия слона в посудной лавке. Непродуманные, грубые, издевательские. Эстонские политики и до этого-то особо нас не любили, но тут все просто проявилось во всей красе. Говоря о позиции эстонских СМИ, вынужден признать, что все эти дни им недоставало объективности и честности. Свобода слова в Эстонии умерла. О выражении открыто своей гражданской позиции и человеческой честности не может идти и речи. Известный социолог Юхан Кивиряхк написал статью о том, что следует уважать живущих рядом русских и стараться понимать их, ничего такого сенсационного не написал, просто выразил личное мнение, так его "записные патриоты" просто заклевали и выставили "врагом государства". Все это очень неприятно видеть и читать".

Варунин: "Из своего личного опыта я вынес, что желание к диалогу с нами проявляет лишь новый министр по вопросам народонаселения Урве Палло. Остальные представители власти предпочитают в общении с нами поучающий монолог. Не лучшим образом вели себя эстонские СМИ - делили на "своих" и "чужих", эстонцев и русских. Абсолютно четкая черта разделения. Ясно, что СМИ страны в эти дни никак не способствовали сближению общин и примирению, а наоборот подливали масло в огонь".

Степанова: "Я не одобряю ни демонстративный перенос памятника, ни полицейские акции устрашения. Русская диаспора заслуживает более уважительного к себе отношения. По роду прежней деятельности я преподавала историю Эстонии и хорошо знаю, как неоднозначно даже сами эстонцы оценивают свое историческое прошлое. Поэтому заявления властей о всеобщей поддержке их действий мне не совсем понятны. К сожалению, эстонские СМИ сознательно пошли на подмену понятий, изображая хулиганов и вандалов как представителей русской общины и защитников памятника. Эстонские журналисты так и не поняли, что произошло в эти дни, потому что так и не удосужились спросить об этом у серьезных людей - не крикунов или провокаторов".

ИА REGNUM: Как вы оцениваете действия России в эти дни?

Метелица: "Россия тоже действовала не лучшим образом. Акции "Наших", заявления депутатов Государственной Думы РФ - все это явно неправомочные действия. Не должен был глава делегации Госдумы в Таллине Николай Ковалев требовать отставки правительства Андруса Ансипа! Я полностью согласен с Ковалевым, но это не его дело решать, каким должно быть правительство в соседней стране".

Петкова: "Россия действовала неуклюже. Непонятный визит депутатов ГосДумы, странные люди - очень не понравились их резкие выступления по телевизору. Словно они приехали не в независимое государство, а в Саратовскую и Волгоградскую область. Действия молодежи возле эстонского посольства просто напугали - страшно, если их науськивают взрослые. Очень обидно было видеть некоторых комментаторов из России с их утверждениями о жизни в Эстонии и о самих эстонцах. Стоит помнить, что критика из уст россиянина, особенно несправедливая и неточная, обижает всех живущих в Эстонии. Среди тех, кто, на мой взгляд, вел себя адекватно ситуации, был президент России Владимир Путин. Без истерики, но достойно".

Сергеев: "Оцениваю как непоследовательные. Если планируете экономический и прочий бойкот, то вводите его. Мы бы потерпели тут. Если Россия проявит принципиальность и остановит хотя бы транзит, то через три месяца кабинет Ансипа просто рухнет. Поэтому эти полумеры, громкие заявления, а затем тихие отступления разочаровывают. Молодым активистам не надо было хулиганить у посольства Эстонии в Москве - все это в итоге было повернуто против самой России и эстонских антифашистов".

Варунин: "Не знаю, как мягко все это охарактеризовать. Акции молодежного движения "Наши" возле эстонского посольства в Москве с царапаньем автомобиля - все же ребячество. Визит депутатов ГосДумы в Таллин тоже вызвал странные чувства: ну не стоит приезжать, чтобы искать следы распила на "Бронзовом солдате", вопросы нужно решать конструктивнее".

Степанова: "Я считаю, что некоторые действия депутатов Госдумы были некорректными, например, требование отставки эстонского правительства. Мне кажется, что скрытые или явные санкции тут не помогут и ситуацию не улучшат. Я вообще противница каких-либо ограничений. А вот те российские телеканалы, которые я смотрела в дни "бронзовых событий", как мне кажется, в целом более-менее объективно отражали то, что происходило, особенно со стороны защитников памятника".

ИА REGNUM: Что делать жителям Эстонии, как жить дальше?

Метелица: "Слава Богу, у нас, ветеранов, все еще есть авторитет. С его помощью пытаемся успокоить молодежь. Мое личное предложение, что делать, следующее: правительство, допустившее такие события, должно извиниться и уйти в отставку. В противном случае все заверения в уважении к русской общине так и будут восприниматься нами как очередное вранье".

Петкова: "Нужно менять законодательно ситуацию в межобщинных отношениях, чтобы никому было не повадно стравливать живущих в стране. Чтобы нельзя было прочитать в массовых изданиях выражения типа "русский подонок" или "эстонский фашист". Чтобы никто не разбрасывался такими словами под угрозой наказания. Несмотря на разочарование и отчуждение, надо работать, пытаться искать общее. Мы не отступимся. В ближайшие дни я отправляюсь в Великий Новгород, чтобы договариваться о визите в Эстонию и концертах замечательного театра русского фольклора "Кудесы", названного ЮНЕСКО шедевром русской культуры. Мне о его удивительных концертах рассказали эстонские коллеги".

Сергеев: "Поиски пути ведутся, но настолько все поломано этими событиями, что уверен: человек, который найдет выход из тупика, сразу получит Нобелевскую премию, такое это сложное дело".

Варунин: "Мое мнение - в Эстонии нужно срочно принимать закон о политкорректности и жестко бить по рукам разжигателям межнациональной и социальной розни, кто бы они были - анонимные комментаторы в Интернете или известные журналисты. Особенно в отношении эстонских СМИ: некоторые статьи находятся за гранью допустимого и провоцируют низкие эмоции. Стоит подумать о том, как всем нам сесть за общий стол и выяснить, что нас сближает, а что разделяет. Если есть противоречия по историческим вопросам, надо сделать так, чтобы для гражданского мира в Эстонии каждая из сторон согласилась на компромисс. В противном случае, каждый будет опять тянуть одеяло на себя и мира не будет".

Степанова: "Конечно, ум подсказывает идеи, но, зная эмоционально ситуацию, когда отсутствует полноценный межобщинный диалог, не верю, что пожелания станут реальностью. Могу только выразить пожелание русской общине сплотиться по следам "бронзовых событий" и вести цивилизованный диалог с властью. Считаю, что 26% русского населения Эстонии должны быть равноценно представлены и в парламенте и в правительстве страны. И в этом направлении надо двигаться".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 26 апреля после силового разгона полицией толпы людей, протестующих против переноса памятника "Бронзовый солдат", в Таллине начались массовые беспорядки. В ночь на 27 апреля памятник был демонтирован. 26-28 апреля были задержаны более 1 000 человек, один человек - гражданин России - погиб. 8 мая памятник "Бронзовый солдат" был открыт на новом месте - на Военном кладбище. Останки воинов, захороненных недалеко от памятника, были выкопаны и в настоящее время находятся на экспертизе. С 30 апреля по 11 мая в Таллине запрещены массовые мероприятия.