22 мая кассационная коллегия Верховного Суда РФ (ВС РФ) оставила в силе решение ВС РФ по иску Артёма Крамара, требующего признания недействительным абз. 5 п. 28 "Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности", утвержденных Правительством РФ, противоречащим статьям 82 и 83 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ" в части, касающейся запрета на возврат и переоформление восстановленных вследствие утраты проездных документов. Суд подтвердил обоснованность доводов заявителя и признал нормативно-правовой акт в части, оспариваемой заявителем указанное положение недействующим. Таким образом, теперь дубликаты билетов можно возвращать в кассы и переоформлять на другое число так же, как и оригиналы. Об этом ИА REGNUM сообщили в Союзе потребителей РФ.

Поводом для обращения в суд стал отказ в возврате дубликатов билетов "Москва-Волгоград-Москва" в железнодорожную кассу. Этому предшествовали следующие обстоятельства. Более года назад в Союз Потребителей РФ (СПРФ) за консультацией обратился потребитель Артём Крамар, который 30 июля 2005 года купил билеты на поезд N1 по маршруту Москва-Волгоград на 19 августа и на поезд N2 по маршруту Волгоград-Москва на 27 августа. В связи с тем, что время отпуска ему перенесли на более поздний срок, от поездки пришлось отказаться. Когда Крамар ехал сдавать билеты, у него из сумки украли портмоне, вместе с билетами. Билеты были восстановлены, так как в них при продаже указываются фамилия и паспортные данные пассажира. Однако, в кассе возврата, а позже - и в отделе претензий Управления Московской железной дороги Крамару было заявлено, что дубликаты билетов в соответствии с "Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте" не принимаются к возврату, хотя для проезда они действительны.

В связи с этим Артём Крамар и обратился в СПРФ с вопросом: не противоречит ли данный пункт Правил Закону РФ "О защите прав потребителей" или какому-либо другому федеральному закону. Анализ ситуации показал, что действительно п. 28 новой редакции "Правил оказания услуг...", утвержденных правительством РФ, противоречит действующему законодательству РФ и существенно ущемляет потребительские права, лишая пассажира права на возврат и переоформление восстановленного перевозчиком вследствие утраты или порчи проездного документа (билета). СПРФ предпринял попытку добиться приведения порядка возврата денег при отказе от поездки по дубликатам билетов в соответствие федеральному законодательству.

Однако два обращения председателя СПРФ, депутата Госдумы Петра Шелища в Правительство РФ ни к чему не привели. Как считают в СПРФ, ответы Минтранса России на депутатский запрос носили характер пустой отписки без какой-либо серьезной аргументации. Обращение потребителя с жалобой в мировой суд, а затем с апелляцией в районный (суд второй инстанции) не принесли положительного результата. В иске было отказано, поскольку суды отдали приоритет утвержденным Правительством РФ Правилам, а не норме федерального закона.

Следующим логическим шагом в поисках путей восстановления нарушенных потребительских прав в противостоянии Минтранса, ОАО "РЖД", с одной стороны, и СПРФ и потребителя Артёма Крамара, с другой, - и стало исковое заявление потребителя в Верховный суд РФ, который 21 февраля 2007 года признал абз. 5 п. 28 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждённые Правительством РФ 2 марта 2005 года, N111, недействующим. Кассационная инстанция ВС РФ подтвердила решение суда. Восстановленный (вследствие утраты) проездной документ (билет) приобретает статус полноценного: его можно возвращать перевозчику при отказе от поездки и переоформлять на другое число так же, как и первичный документ.