Интерес западных судовладельцев к матросам и мотористам из России начинает угасать. Как говорит Игорь Коняев, директор крюинговой компании "Балтик гроуп интернешнл",, в прошлом году был списан рядовой состав из Новороссийска на двух судах.

Хозяева заменили российских матросов на филиппинцев. Судовладельцы проводят эксперимент и сравнивают, какая рабочая сила для них более выгодна. У филиппинцев перед россиянами есть два преимущества - они лучше знают английский язык и готовы плавать по двенадцать месяцев в году. Хозяева судов будут делать свой выбор с учетом мнения комсостава, а штурманы и механики остались российские. Так что есть надежда, что через некоторое время рядовые моряки будут снова востребованы.

По мнению директора крюинговой компании "Континент" Виктора Ионина, на морском рынке труда идет не только сокращение рабочих вакансий, но и снижение заработной платы. Особенно грешат этим греческие судовладельцы, которые вместо 1000-1200 долларов в месяц предлагают в два раза меньше. У греков есть и другая хитрая практика: на судно "средних лет" нанимают российских моряков, они его за несколько рейсов приводят в нормальное эксплуатационное состояние, выполняют текущий ремонт. После этого российский экипаж заменяется более дешевым, например, из Индии.

Как считает менеджер крюинговой компании "Валмарс" Дмитрий Катаранов, российских моряков теснят украинцы, но главные конкуренты - это, конечно, представители Индонезии, Филиппин, Индии, куда сейчас иностранные пароходства вкладывают деньги, создавая учебные заведения. Азиатских моряков судовладельцы предпочитают потому, что многие из них исповедуют традиционно "трезвые" религии. А наши, увы, не прочь напиться на пароходе. Другой недостаток - люди не понимают, что работают по контракту. Уходя в рейс, они подписывают договор, что согласны получать в месяц по 500-600 долларов. Но уже на пароходе начинают протестовать из-за низкой зарплаты, обращаются в профсоюз.