Представительное совещание по вопросам выработки концепции и стратегии сохранении и развития культурно-исторического наследия малых городов России состоялось 16 мая в Ростове Великом (Ярославская область). Как передает корреспондент ИА REGNUM, в совещании приняли участие глава Федерального агентства по культуре и кинематографии (Роскультура) Михаил Швыдкой, депутаты Государственной думы, мэры и главные архитекторы исторических малых городов, музейные работники, архитекторы и эксперты.

В ходе совещания отмечалась важность участия частного бизнеса в развитии культурно-исторического потенциала малых городов. "Сегодня Федерация - неэффективный собственник памятников, которые находятся в регионах, регионы - тоже неэффективные собственники памятников, находящихся на их территориях", - заявила председатель правительства Ярославской области, первый заместитель губернатора Ирина Скороходова. "Задача законодателей - создать условия, чтобы люди, которые созревают до того, чтобы вложить деньги в историю, получили разумные преференции. Только так нам удастся добиться какого-то продвижения вперед", - подчеркнула она.

По словам Ирины Скороходовой, культурно-историческое наследие потенциально является для малых городов бюджетообразующей отраслью, однако его эффективное использование невозможно без помощи центра. "Федерация могла бы принять участие в сохранеии наследия малых исторических городов не только путем прямого финансирования реставрационных работ, но и в виде строительства дорог к этим городам, обустройства инфраструктуры в туристско-рекреационных зонах, - предположила она. - И тогда свое соинвестирование обозначили бы и регионы, и частный капитал".

Вопросы финансирования затронул в своем выступлении Михаил Швыдкой. Он, в частности, констатировал, что средства, заложенные до 2010 г. в ФЦП "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов", на порядки отстают от необходимых хотя бы для того, чтобы остановить процесс дальнейшего разрушения архитектурного наследия. При этом, по его мнению, бесполезно рассчитывать, что при нынешних правовых условиях после разрешения приватизации в провинции выстроятся очереди из желающих приобрести памятники архитектуры. "Надо проявить политическую волю, выбрать несколько определенных малых городов и в них вложиться, не размазывая средства, - отметил Швыдкой. - Государство должно правильно вложиться в культуру для того, чтобы культура потом потянула за собой местных предпринимателей".

В связи с этим Михаил Швыкой сообщил, что Роскульутрой достигнуто соглашение с Внешэкономбанком о выделении последним 20 млн. рублей на цели сохранения наследия малых городов. Первые 1,5 млн. рублей глава Федерального агентства предложил использовать для разработки комплексного проекта развития Ростова Великого с учетом ведущей роли исторического наследия.

Глава Роскультуры также подчеркнул необходимость более детального законодательного регулирования механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих, в частности, возможность для учреждений культуры и музеев-заповедников выполнять требования Бюджетного кодекса и передавать осуществление непрофильной деятельности, такой как организация питания туристов, частным компаниям, не опасаясь, что деятельность последних нанесет им ущерб.

"Государство не может уходить из этой сферы, пока оно не подготовило всю базу для сохраненря историко-культурного наследия и особенно - правовую", - подчеркнула председатель Центрального совета ВООПиК, член Общественной палаты РФ Галина Маланичева. В частности, она подчеркнула необходимость оказания государственной поддержки инвесторам, которые будут браться за восстановление памятников в провинции. В то же время, отметила Маланичева, Министерство экономического развития и торговли пока занимает негативную позицию по этому вопросу.

Как было отмечено в ходе совещания, в России начал свое существование новый механизм сохранения культурно-исторического наследия - передача его в доверительное (трастовое) управление, что позволяет избежать приватизации и сохранить за памятниками статус достояния всего общества. "Во всем мире доверительное управление считается одним из самых эффективных инструментов управления государственной собственностью", - заявил Александр Тягунов -заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре, один из учредителей Национального центра опеки наследия, который в настоящее время осуществляет пилотный проект по организации трастового управления рядом объектов культурного наследия федерального значения в Торжке (Тверская область).

В ходе совещания значительное внимание было уделено сохранению культурных ландшафтов малых городов, в том числе открытых пространств - лугов, полей, речных долин, которые зачастую трактуются городскими властями как удобные площадки для новой застройки. Примеры дисгармоничных сооружений, продемонстрировала в ходе своего выступления директор Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного музея-заповедника Алиса Аксенова. Между тем, отметил директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева Юрий Веденин подчеркнул, что в мировой практике в настоящее время доминирует точка зрения, согласно которой, город рассматривается не как совокупность отдельных объектов-памятников, а как целостный культурный ландшафт. Включение исторических малых городов в реестр культурного наследия Россия в качестве целостных объектов - достопримечательных мест - позволило бы, по его мнению, строго регулировать новое строительство, в то же время, не препятствуя развитию городов.

"Но самое главное, чтобы город был комфортным для жизни населения, - подчеркнул Юрий Веденин. - Только добившись этого, можно говорить о развитии туризма. Начинать надо с того, чтобы просто убрать грязь. Мы говорим о колоссальных инвестициях, но не вкладываем малые деньги. А ведь иногда достаточно просто покрасить дома, чтобы увидеть, как город на самом деле красив".

"Нам нужно историко-культурное наследие не для туристов, а для самих жителей, для их детей. Необходимо повышение общественного сознания в отношении памятников", - поддержал его начальник отдела историко-градостроительного проектирования "Наследие" ФГУП "Российский государственный институт градостроительства и инвестиционного развития ГИПРОГОР" Юрий Выборный. По его мнению, повышение культуры местного населения будет способствовать уменьшению случаев градостроительного произвола частных застройщиков.

На малоизвестный аспект сохранения наследия малых городов обратил внимание в своем выступлении член методического совета по сохранению культурного наследия Минкультуры России Евгений Пашкин. Он подчеркнул важность приведения мвлых городов в порядок в инженерно-гидрогеологическом отношении. "Эти города крайне запущены" - подчеркнул он. По мнению Евгения Пашкина, обновление инженерных коммуникаций и восстановление нормальной дренажной системы на исторических территориях должно предшествовать проведению реставрационных работ на памятниках архитектуры. В противном случае, предупредил он, подтопление, заболачивание и морозное пучение грунта сводит усилия реставраторов на нет.

Еще одно больное место исторических малых городов - охрана памятников археологии и культурного слоя. Как отметил директор Института археологии РАН Николай Макаров, во многих малых городах, в том числе обладающих ценнейшим наследием домонгольского времени, границы охраняемого культурного слоя не определены, не установлены режимы охраны, что нередко создает конфликтные ситуации при новом строительстве. Учитывая, что далеко не все застройщики, особенно из числа местных жителей, способны оплатить проведение охранных раскопок, Николай Макаров предложил создать особый фонд для финансирования раскопок в таких случаях. Кроме того, отметил он, необходимо государственное финансирование разработки археологической части историко-культурных опорных планов исторических малых городов и проектов охранных зон, так как их финансирование является затруднительным для муниципалитетов.

В ходе совещания был затронут вопрос о недостаточности доходной базы муниципалитетов, толкающей администрацию исторических малых городов, в частности, на то, чтобы разрешать диссонирующую застройку, и препятствующую осуществлению достойного благоустройства. В частности, Юрий Выборный выступил с инициативой введения местного "туристского" налога или ренты на историко-культурное наследие, что позволило бы муниципалитетам принимать участие в прибылях, которые получают туристические фирмы, эксплуатирующие наследие. Участники совещания также заявили о необходимости внесения изменений в законы о разграничении полномочий между уровнями власти и в законодательство о местном самоуправлении с целью более надежного обеспечения доходной части муниципалитетов малых городов, а также внесения изменений в Градостроительный кодекс РФ, в настоящее время не требующего от застройщика индивидуального жилья предварительного представления проекта.

По итогам совещания был подготовлен проект рекомендаций, которые планируется передать в Правительство РФ.

Как отметил председательствовавший на совещании глава Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин, партия "Единая Россия" намерена, со своей стороны, поднять вопрос о сохранении наследия исторических малых городов России "на высший государственный уровень". В частности, он заявил о намерении добиться возрождения ФЦП "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов".

Участникам совещания были продемонстрированы примеры новых технологий, позволяющих эффективно осуществлять научные исследования памятников архитектуры и проектирование в исторической городской среде, в том числе - обмер памятников и построение трехмерной модели отдельных объектов и целых городских территорий на основе лазерного сканирования, которые практикуются ООО "ПФ-Градо", работающим с памятниками Торжка.

Справка ИА REGNUM: В настоящее время в России насчитывается 743 малых города, в которых проживает около 27% населения страны. Из 539 поселений, имеющих статус исторических, 431 - города, в том числе около 200 - малые, 50 - поселки городского типа (многие - бывшие малые города).