Обещание премьер-министра Эстонии и лидера Реформистской партии Андруса Ансипа, сделанные в ходе предвыборной кампании в парламент, "вывести Эстонию в число пяти самых богатых стран Европы", потеряло всякий смысл после событий, связанных с памятником "Бронзовый солдат". Об этом ИА REGNUM сегодня, 17 апреля заявила старший преподаватель Таллинской школы экономики Татьяна Мороз.

По ее мнению, предпринятые новым правительством политические шаги, приведшие к конфликту между Эстонией и Россией, "ставят крест" на бурном экономическом развитии страны. Ссылаясь на данные Министерства экономики и коммуникации Эстонии, посвященные возможным последствиям от экономических санкций России против Эстонии, Мороз указала, что объявленные в качестве потери 2-3% ВВП в 2007 году не кажутся "смертельными" на фоне прошлогодней цифры роста ВВП в 11,4%. Но это лишь "вершина айсберга", считает эксперт.

Она напомнила, что согласно известному каждому экономисту "закону Оукена", снижение ВВП даже на 1% влечет увеличение безработицы на 2,5%. Таким образом, рост безработицы может составить при наихудшем развитии событий 6-7%, то есть приведет к ее удвоению от нынешних величин. В кронах потеря трех процентов ВВП означает для бюджета страны утрату порядка 4-5 миллиардов крон (320 млн. евро) только прямых потерь. "Кто-то может сказать, что это для государства смешные суммы, но любой человек понимает - деньги следует не терять, а зарабатывать. К тому же, может выясниться, что именно этой суммы не хватит для реализации планов по налоговой реформе", - отметила Мороз.

Эксперт также указала, что первичное недополучение доходов фирмами от скрытых или явных экономических санкций России "аукнется" по всей цепочке потребления: "Когда Тоомас или Владимир из нефтетранзитной фирмы не получит зарплату, он ее не сможет потратить в магазине, магазин не сможет купить молоко, молочная ферма разорится... Хотя вначале казалось - какое отношение к нефтетранзиту имеет молочная ферма?" Это явление Мороз назвала еще одним известным в экономике термином "мультипликационный эффект" и призвала специалистов министерства экономики и коммуникации посчитать эти последствия: "Уверена, цифры потерь будут куда более значительными".

По ее словам, беда у одного субъекта экономики автоматически отзывается среди других и ведет к снижению общего уровня жизни. Мороз считает, что пример нефтетранзитной отрасли показателен: отмена нефтетранзитных поставок из России сначала приведет к трудностям самих нефтетранзитных фирм Эстонии, а далее по цепочке пострадают железнодорожники, порты, агентские компании, шипчандлерские, стивидорские фирмы, даже юридические фирмы, которые обслуживают нефтратранзитников. Снизятся отчисления в муниципальный и государственный бюджет, что скажется на социальной сфере и способности государства и местных властей выполнять свои обязательства. "И это лишь первичное, самое очевидное недополучение, а уж затем все начнет нарастать по принципу "снежного кома", - уверена эксперт. По ее словам, сработает так называемый "макроэкономический акселератор": "Если снижается спрос на один товар, это означает снижение спроса и на другие группы товаров". Все это, утверждает Мороз, "первый курс экономического факультета", поэтому она выразила удивление по поводу оптимистических заявлений эстонских официальных лиц. Нежелание входящих в правящую коалицию политиков признать серьезность складывающейся ситуации и утверждения о "бессмысленности санкций" против Эстонии Мороз охарактеризовала как "головокружение от успехов" и призвала других эстонских экономистов поддержать ее беспокойство.

На фоне ожидающих экономику Эстонии трудностей решение правительства ввести с 2008 года повышенные акцизы она оценила как "чудовищную идею", так как повышение налогового бремени (а акцизы это одна из форм налогов) ведет к снижению ВВП страны. Она также указала, что после избрания на пост премьер-министра Эстонии Ансипа, лидер Реформистской партии все больше напоминает не представителя партии, традиционно дистанцировавшейся от правой риторики и сконцентрированной на экономических вопросах, а члена союза правых партий "Отечество - Республика", которые на выборах шли под лозунгом "Не в деньгах счастье". "Если не в деньгах счастья, тогда чего беспокоится по поводу трудностей, верно?", - задала риторический вопрос правительству экономист-эксперт.