Проблематика этнической идентичности, миграционных процессов, вопросы, связанные с диаспорами, обсуждались в рамках международной научной конференции, посвященной подведению итогов конкурса "Общая история конца XX - начала XXI веков" 14 мая в Институте стран Азии и Африки МГУ. Конкурс был учрежден в 2006 году историческим журналом "Родина", историческим альманахом "Русский сборник" и издательством "Европа" при поддержке некоммерческой организации Фонд развития "Институт евразийских исследований". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, на конкурс было зарегистрировано 79 научных работ. В финал вышли девять специалистов из Азербайджана, Армении, Казахстана и Киргизии. На открытии конференции выступили начальник Управления президента России по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров и председатель комиссии Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев.

Этнокультурной и социально-политической структуре русского населения в Киргизии был посвящен доклад доцента кафедры политологии факультета международных отношений Славянского университета (Киргизия) Ларисы Немешиной. Как отметила в своем выступлении автор доклада, говорить о русских в Киргизии как об особой этнической, этносоциальной группе, можно начиная с начала ХХ века. В современных условиях постсоветской реальности исследование этого вопроса становится тем более актуальным в связи с изменением динамики миграционных процессов, дискуссиям о гражданстве, статусе русского языка и т.д. При этом, подчеркнула Немешина, характерно, что в Киргизии русскому языку присвоен статус официального, в отличие от ряда других государств на территории бывшего СССР. "Русские в Киргизии всегда играли особую роль", - отметила автор доклада. В частности, она подчеркнула важнейшую роль русского населения в индустриализации Киргизии - достаточно сказать, что до 80% производственной интеллигенции в Киргизии в советское время были русскими. В то же время, делает вывод Немешина, утверждения о "колонизации" Киргизии русскими не подтверждаются: в составе правящей верхушки и бюрократии советского период доля русских не превышала 50%. Когда в конце 1980-х гг. произошел значительный отток русского населения из Киргизии негативно сказался на промышленной сфере республики, так как ее покинула существенная часть промышленной интеллигенции, высококвалифицированных кадров. Как прокомментировал, в свою очередь, преподаватель кафедры истории Киргизии Ошского государственного университета (Киргизия) Шавкат Атаханов, в постсоветский период Киргизия из аграрно-промышленного государства превратилась просто в аграрное, и в настоящее время по уровню жизни занимает очень низкое место в мире.

Доклад самого Атаханова был посвящен этнологическому исследованию цыган, проживающих в Ферганской долине. История этого народа малоизучена, а с 60-х гг. ХХ века исследования цыганского населения региона вообще не проводились, отметил Атаханов. По его данным, все цыганское население Ферганской долины делится на три крупные группы с самоназваниями "люли", "ага" и "мазан". Они различаются по своему укладу, обычаям, роду занятий, степени оседлости. Если "ага" и "мазан" уже в достаточной степени ассимилированы с местным таджикским населением, то "люли" по-прежнему склонны к кочевому образу жизни и традиционным занятиям - попрошайничеству и гаданию, не характерным для "ага" и "мазан". Несмотря на это, именно "люли", как правило, ассоциируются у остального местного населения с цыганами. В связи с этим, констатировал Атаханов, социологи в работе по подсчету точного количества цыганского населения в Ферганской долине сталкиваются с трудностями: нередко оседлые цыгане скрывают свою этническую принадлежность и в документах записываются как таджики или узбеки. При этом общий уровень образования, да и просто грамотности цыган остается очень низким, констатировал исследователь.

Доклад доцента кафедры истории Гаварского государственного университета (Армения) Арсена Акопяна был посвящен особенностям идентичности татоязычных армян в ХХ веке и современным тенденциям ее проявления. По словам автора доклада, исследование социокультурных особенностей татоязычных армян на Кавказе можно вести начиная с конца XVIII века; на протяжении их истории они не раз мигрировали в границах региона и частично рассеялись. Несмотря на это, в советской историографии татоязычные армяне рассматривались как единый этнос. В настоящее время в этой группе не наблюдается конфессионального и языкового единообразия, отметил вывод автор доклада; среди татоязычных армян есть христиане, мусульмане и те, кто придерживается иудейского вероисповедания, наблюдается и языковые различия. В то же время, образ врага как фактор идентичности, сохраняется - на протяжении последних 100 лет в качестве такого образа, по словам Акопяна, фигурируют "турки".