Вопросы этнической идентичности обсудили в рамках международной конференции в Москве
Москва, 14 мая, 2007, 17:51 — ИА Регнум. Проблематика этнической идентичности, миграционных процессов, вопросы, связанные с диаспорами, обсуждались в рамках международной научной конференции, посвященной подведению итогов конкурса "Общая история конца XX - начала XXI веков" 14 мая в Институте стран Азии и Африки
Этнокультурной и социально-политической структуре русского населения в Киргизии был посвящен доклад доцента кафедры политологии факультета международных отношений Славянского университета (Киргизия)
Доклад самого Атаханова был посвящен этнологическому исследованию цыган, проживающих в Ферганской долине. История этого народа малоизучена, а с 60-х гг. ХХ века исследования цыганского населения региона вообще не проводились, отметил Атаханов. По его данным, все цыганское население Ферганской долины делится на три крупные группы с самоназваниями "люли", "ага" и "мазан". Они различаются по своему укладу, обычаям, роду занятий, степени оседлости. Если "ага" и "мазан" уже в достаточной степени ассимилированы с местным таджикским населением, то "люли" по-прежнему склонны к кочевому образу жизни и традиционным занятиям - попрошайничеству и гаданию, не характерным для "ага" и "мазан". Несмотря на это, именно "люли", как правило, ассоциируются у остального местного населения с цыганами. В связи с этим, констатировал Атаханов, социологи в работе по подсчету точного количества цыганского населения в Ферганской долине сталкиваются с трудностями: нередко оседлые цыгане скрывают свою этническую принадлежность и в документах записываются как таджики или узбеки. При этом общий уровень образования, да и просто грамотности цыган остается очень низким, констатировал исследователь.
Доклад доцента кафедры истории Гаварского государственного университета (Армения) Арсена Акопяна был посвящен особенностям идентичности татоязычных армян в ХХ веке и современным тенденциям ее проявления. По словам автора доклада, исследование социокультурных особенностей татоязычных армян на Кавказе можно вести начиная с конца XVIII века; на протяжении их истории они не раз мигрировали в границах региона и частично рассеялись. Несмотря на это, в советской историографии татоязычные армяне рассматривались как единый этнос. В настоящее время в этой группе не наблюдается конфессионального и языкового единообразия, отметил вывод автор доклада; среди татоязычных армян есть христиане, мусульмане и те, кто придерживается иудейского вероисповедания, наблюдается и языковые различия. В то же время, образ врага как фактор идентичности, сохраняется - на протяжении последних 100 лет в качестве такого образа, по словам Акопяна, фигурируют "турки".