То, что встретились президенты России, Казахстана и Туркмении - лидеры наиболее богатых углеводородами стран, далеко не случайно, заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM таджикский политолог Ходи Абдуджаббор. По его словам, в настоящее время ситуация с этими видами энергетического сырья, во-первых, складывается критическая, во-вторых, политически весьма актуальна.

"Именно этим можно объяснить причину того, что в ходе своего визита по странам Центральной Азии Владимир Путин посетил только Казахстан и Туркмению, богатых углеводородными запасами. Просто ситуация с гидроэнергетическими запасами на сегодняшний день еще не стала столько экономически и политически актуальной. С другой стороны, рынок углеводородов, по крайней мере в Европе, во многом зависит от позиции руководителей названных стран", - сказал политолог.

По словам Абдуджаббора, все, что связано с нефтью и газом, необходимо рассматривать в ракурсе геополитических противоборств в регионе и мире. "За такими шагами всегда просматриваются вполне осязаемые геополитические интересы. Понятно, что Европа пытается найти альтернативу своей зависимости от российского газа. И в то же время и в Центральной Азии понимают, что Европа намерена найти этот выход именно в этом регионе. Если Европа раньше пыталась диктовать определенные условия, при которых было возможным сотрудничество со странами региона, то теперь ситуация изменилась. Об этом свидетельствуют значительные изменения характера отношений, например, ОБСЕ, за которой стоит Западная Европа, со странами Центральной Азии. После киргизских и андижанских событий 2005 года, в результате которых усилились позиции России и Китая в регионе, отношения и ОБСЕ, и Евросоюза к странам региона стали несколько более реалистичными", - полагает эксперт.

Комментируя решение Назарбаева не участвовать в Европейской конференции по энергетике в Польше, Абдуджаббор отметил, что президент Казахстана и ранее не отворачивался от России. "Все действия Назарбаева по развитию многовекторной внешней политики и внешнеэкономического курса имели цель расширения собственных возможностей Казахстана. При этом не допускалось снижения уровня отношений с Россией. К тому же, следование курсу многовекторности внешней политики значительно укрепило позиции Назарбаева в отношениях с Россией. Назарбаев, просчитав все плюсы и минусы, посчитал встречу с Путиным и Бердымухаммедовым более важной", - считает политолог.

Ходи Абдуджаббор уверен в успехе прошедших встреч Путина с президентами Казахстана и Туркмении. "Можно не сомневаться, что на этих встречах каждая сторона получила то, на что рассчитывала. С другой стороны, можно быть уверенным, что и президент Казахстана, и президент Туркмении не намерены прекращать отношения с Европой. Развитие отношений с Европой являются одной из основных стратегических задач обоеих стран и их лидеров. Вполне очевидно, что теперь исходные позиции на возможных переговорах и Казахстана и Туркмении с Европой будут более прочными, и разговор может вестись и отталкиваться от того уровня, на которй поднята планка в результате встречи президентов России, Казахстана и Туркмении", - сказал Ходи Абдуджаббор в беседе с корреспондентом ИА REGNUM.