Рейтинговая компания "Fitch Ratings" изменила прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента ("РДЭ") Армении в иностранной и национальной валюте со "Стабильного" на "Позитивный", подтвердив эти рейтинги на уровне "BB-".

Как отмечается на официальном сайте компании, кроме того, агентство подтвердило рейтинг странового потолка Армении на уровне "BB" и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте на уровне "B". Прогноз "Позитивный" отражает ожидания относительно того, что жесткая макроэкономическая политика и структурные реформы будут продолжены, и это будет способствовать устойчивому экономическому росту, а также снижению государственной и внешней долговой нагрузки. В то же время власти сталкиваются с серьезными сложностями при поддержании сильного и сбалансированного экономического роста на фоне значительного давления на валютный курс в сторону повышения, быстрого роста кредитования частного сектора и развития строительного сектора, а также в плане обеспечения запланированных показателей инфляции после недавнего введения режима прогнозирования прямой инфляции. Кроме этого, отмечается, что в Армении предстоят парламентские выборы в мае 2007 г. и президентская предвыборная кампания в 2008 г. Хотя Fitch не ожидает существенных изменений в общей экономической и внешней политике страны ввиду выборов и новых властей, потенциально это может затруднить управление макроэкономической политикой. "Нельзя полностью исключать возможность возникновения рисков экономической неустойчивости или политических потрясений на протяжении следующих 1-1,5 лет", - считает директор в аналитической группе Fitch по суверенным рейтингам Эндрю Кохун, добавив, что если будет сохранена жесткая политика и политическая стабильность, улучшение кредитоспособности, скорее всего, продолжится, что будет оказывать давление на рейтинги в сторону повышения, чем и обусловлен прогноз "Позитивный". В прошлом году драм, денежная единица Армении, укрепился на 19% относительно доллара США, что вызывает обеспокоенность в плане конкурентоспособности промышленности страны, а дефицит торгового баланса в сфере товаров и услуг увеличился примерно до 14% ВВП. Дефицит торгового баланса и низкий уровень внутренних сбережений в значительной мере компенсируются чистыми трансфертными платежами в размере почти 9% ВВП, в основном от граждан Армении за границей. Однако, степень давления на национальную валюту в сторону повышения и темпы укрепления валюты заставили Центральный банк Армении проводить активные интервенции на валютных рынках, и валютные резервы достигли рекордного уровня в $1,1 млрд. Давлению на национальную валюту в сторону повышения также способствовало резкое снижение доли долларовых депозитов в банковской системе Переход от долларовых активов к активам, номинированным в драмах, расценивается как позитивная тенденция, однако темпы таких изменений обуславливают сложности для проводимой политики и вызывают риски, которыми необходимо управлять.

Рейтинги Армении поддерживаются впечатляющими экономическими показателями. Так, с 2000 г. экономический рост составлял более 11% в год, а годовые темпы инфляции ИПЦ остаются на уровне ниже 3%. Вместе с тем, сочетание скачка цен на продовольствие и высокого внутреннего спроса, поддерживаемого растущими доходами населения, привело к ускорению темпов инфляции до самого высокого уровня с 2004 года. В настоящее время темпы инфляции начинают замедляться и составляют немногим более 5%, что не выходит за рамки пересмотренных целевых показателей по инфляции Центрального банка Армении на уровне 4% плюс/минус 1,5% на конец 2007 года. Основными предпосылками к повышению кредитоспособности и суверенных рейтингов Армении станет сохранение высоких темпов экономического роста, необходимого для повышения доходов и борьбы с крайней бедностью, без риска для макроэкономической стабильности.

Поддержку рейтингам Армении и прогнозу по РДЭ также оказывает среднесрочная фискальная политика и консервативная бюджетная политика. Общий государственный долг сократился с 39% ВВП в 2000 г. до 15% ВВП к концу 2006 г., что существенно ниже среднего уровня в 40%, характерного для стран с рейтингом в категории "BB". При этом нагрузка по обслуживанию долга остается необременительной. В то же время доходы государства остаются на низком уровне, около 16% ВВП, что заметно ниже среднего уровня в 28%, характерного для стран с рейтингом в категории "BB". Такое положение частично отражает нацеленность политики на небольшой бюджет и свободные рынки, слабую систему взимания налогов и широко распространенное уклонение от уплаты налогов. Однако для финансирования социальных и капитальных расходов в среднесрочной перспективе потребуется повышение налоговых сборов. Расширить финансовые возможности бюджета также могут дальнейшие меры по развитию внутренних рынков капитала, что поможет отойти от льготного кредитования со стороны международного сообщества.