20-21 января в Москве состоялась научно-практическая конференция "Полиэтнический ресурс российской государственности". Её организаторами выступили полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, Комитет Государственной Думы РФ по делам национальностей, Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, РАГС при Президенте РФ, Общероссийский Союз общественных объединений "Союз Диаспор Российской Федерации" и другие общественные организации.

В качестве целей конференции были заявлены следующие темы: рассмотрение федерального округа как единства социально-экономических и этнических интересов и отношений; обобщение позитивного международного, российского и регионального опыта в сфере этнодемографической политики; повышение эффективности и функционирования многообразных форм межэтнического партнерства, способных консолидировать общество; содействие формированию институтов гражданского общества в ЦФО и другие проблемы, актуальные сегодня для Российской Федерации в целом. Конференцию открыл первый заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Антон Фёдоров, сообщивший, что одной из основных проблем, которые планируется рассмотреть в ходе работы конференции - это проблема единста государственной власти. За 10 лет Россия так и не стала полноценной федерацией, хотя её статус в качестве таковой закреплен в Констстуции. Не в последнюю очередь дисбаланс между центром и регионами является следствием отсутствия исторического опыта, который многонациональные народы России должны нарабатыать общими усилиями в настоящее время. Опыт совместного проживания, по словам А. Фёдорова, представляет собой огромную ценность и, собственно, является тем самым полиэтническим ресурсом, возможности которого должны использоваться наилучшим образом. Интеграционный процесс должен идти симметрично, с учётом интереосв и взаимоотношений всех регионов, без перекосов в пользу того или иного субъекта федерации. Настоящая конференция посвящена прежде всего ЦФО, на примере которого участники вырабатвали оптимальные подходы и направления дальнейшего развития и движения по направлению к гражданскому обществу, в том числе и с помощью совершенствования законодательной базы. Известно, что основой гражданского общества являются неправительственные общественные организации. На территории ЦФО их насчитывается около 110 тыс., но власть реально работает только с 3-5%, что, конечно, недостаточно. Таким образом, работа по развитию созидательных взаимоотношений власти и общественных движений является для ЦФО одним из приоритетов дальнейшей деятельности.

Далее слово было предоставлено председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу, который огласил приветствие Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II участникам и гостям конференции. Cам митрополит в свооём выступлении подчеркнул, что в процессе установления и поддержания согласия между народами и народностями России необходимо учитывать роль русского народа, являющегося государствообразующей нацией, составляющей 80% многонационального и многоконфессионального населения России. Это большинство бесспорно, но для сохранения равновесия между ним и меньшинством необходимо на государственном уровне поддерживать и реализовывать права и тех, и других - только таким образом можно преодолеть нарастание в российском обществе экстремизма и межэтнической розни, по природе чуждого русскому народу. Роль большинства, как особо отметил митрополит Кирилл - это его ответственность не только за себя, но и за меньшинство, и за общество в его единстве.

Доклад на тему "Полиэтнический ресурс российской государственности" зачитал председатель Экспертного совета по национальной, миграционной политике и взаимодействию с религиозными объединениями при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Виктор Михайлов. Он отметил, что некоторое время назад Россия подошла к опасной черте, за которой последовали бы либо сепаратизм составляющих её субъектов, либо не менее опасный централизм авторитарного типа как следствие нестабильности и плохой управляемости её федерального устройства. К счастью, и того, и иного варианта развития событий удалось избежать благодаря реформам в системе управления - в частности, путём создания федеральных округов и эффективной законодательной базы в этой сфере.

Развитие федерализма продолжает оставаться магистральным направлением движения России. Интеграция, этническая консолидация проживающих на её территории народов должна продолжаться, но в ходе этого процесса не должна нарушаться самобытность и уникальность каждого из них, подчеркнцл В. Михайлов. Необходимо выработать основополагающие принципы, с опорой на которые будет проходить самоопределение наций с тем, чтобы права каждогочеловека и гражданина были учтены и соблюдены. Также следует всячески препятствовать формированию в общественном мнении опасных стереотипов, таких как "этническая преступность", "русский фашизм", "мусульманский экстремизм", пресловутого термина "лицо кавказской национальности". Укоренение этих ярлыков и фобий в сознании граждан ведёт к отчуждению и размежеванию людей в обществе по национальному признаку. Крайне важна здесь роль СМИ как основного генератора общественного мнения, а также системы образования, которая обязана прилагать усилия по формированию толерантности у граждан с самого раннего возраста.

Здесь, как отметил В. Михайлов, большие надежды возлагаются на федеральные целевые программы, а также на перспективный столичный проект "Москва на пути к культуре мира". Итак, заключил В. Михайлов, этнополитический процесс в современной Российской Федерации сложен и разнообразен, и управлять им следует очень тщательно, сохраняя баланс самобытности и общности. Россия должна воспринимать полиэтничность не как бремя, а как благо - вот основной лейтмотив данной конференции.

21 января заседания продолжились по секциям, в рамках которых участниками были более детально рассмотрены такие проблемы и направления как миграции и этнодемографические проблемы, роль и положение диаспор, формы межэтнического партнёрства в ЦФО, межэтнические отношения и СМИ.