Дискуссия о пределах роста штрафов за нарушение правил дорожного движения не завершена, сообщил 19 апреля глава комитета по госстроительству Владимир Плигин. В Госдуме прошло обсуждение законопроекта об ужесточении ответственности за нарушение ПДД, который в настоящее время готовится ко второму чтению. Как уже сообщало ИА REGNUM, поправки в Кодекс об административных правонарушениях в разы повышают размеры штрафов для водителей, сроки лишения прав на управление транспортным средством, вводят норму, определяющую состояние опьянения (не менее 0,3 г абсолютного этилового спирта на 1 л крови или не менее 0,15 мг на 1 л выдыхаемого воздуха), предусматривают возможность фиксирования нарушения специальными средствами фото- и видеосъемки, работающими в автоматическом режиме.

По словам Плигина, срок подачи поправок ко второму чтению завершен, и теперь предстоит "очень предметное" обсуждение каждой статьи законопроекта. Основные проблемы, которые депутаты должны разрешить, отметил глава комитета, сводятся к возможностям снижения минимального размера штрафов с 300 до 150 руб., устранения альтернативности наказания и сужения штрафных "вилок", необходимость введения количественной дозы алкоголя в крови ("необходимы консультации с Минздравом", - заметил Плигин). Он пояснил, что когда решение о санкции принимает инспектор ДПС, должна быть безальтернативность наказания, а когда решение выносит суд, у судьи должен быть выбор, например, между штрафом и административным арестом.

Член комитета по безопасности Геннадий Гудков считает, что законодателям нужно найти компромисс: штрафы должны быть соразмерны доходам населения. Бывший глава ГАИ, сенатор Владимир Федоров заявил, что нужно "упростить административную процедуру, поскольку желание давать взятки возникает из сложностей оформления", но не согласен с тем, чтобы инспектору вернули право штрафовать на месте происшествия. "Давайте сумку ему дадим, и он, как кассир, будет сдачу отсчитывать", - сказал Федоров. По его мнению, рано или поздно придется вернуться к "вопросам повышения ответственности за повторные нарушения" (балльная система), а также стоит подумать о введении новых видов наказаний. Он привел в пример Великобританию, где нарушителей отправляют на лекции, а потом снимают с них часть баллов, и США, в которых существует принудительная медицинская реабилитация. Сенатор потребовал навести порядок со "штрафными" деньгами, про которые "никто толком не может сказать, куда они идут", и подчеркнул, что для этих средств "нужен единый администратор".

К балльной системе призывал вернуться и один из руководителей ГИБДД, заместитель руководителя департамента по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Александр Якимов. "Опыт большого числа стран говорит, что эта мера эффективна. Это очень отработанный механизм воздействия на нарушителей", - сказал он.

Замминистра транспорта России Евгений Москвичев поддержал принятые в первом чтении положения законопроекта о введении наказания за вождение в состоянии опьянения водителем, лишенным прав (5 тыс. руб. или арест на 15 суток), и о применении технических средств для фиксации ДТП. По его словам, информация от них должна будет автоматически передаваться в специальный центр обработки данных. "Не должно быть зависимости от службы контроля. Эта система должна быть выведена из органов МВД и стать независимой", - подчеркнул Москвичев.

Один из главных оппонентов законодательной инициативы единороссов, адвокат Леонид Ольшанский, комментируя свои впечатления от обсуждения, был настроен весьма оптимистично. Он выразил надежду на то, что "Владимир Плигин пойдет на конструктивные уступки". На круглом столе Ольшанский обратил внимание на нарушение принципа презумпции невиновности, когда владелец автомобиля будет вынужден нести ответственность за, возможно, несовершенную им аварию, которую зафиксировала камера. Напомним, что владельцу автомобиля, получившему по почте квитанцию об уплате штрафа, надо будет доказать, что он не мог находиться за рулем в силу того, что на тот момент "транспортное средство выбыло из его обладания в результате противоправных действий". "Самой страшной статьей" кодекса, которую никак не исправляет законопроект, он назвал ст. 27.13 о применении штрафстоянок, например, "за забытый дома талон техосмотра". Ольшанский призвал депутатов поддержать поправки группы независимых депутатов, которые дают водителю 3 часа на то, чтобы он предоставил сотруднику ГИБДД необходимый документ. По его мнению, штрафстоянки должны использоваться только для обеспечения государственной безопасности, когда оставленный автомобиль в районе массовых мероприятий или проезда кортежа президента вызывает подозрение правоохранительных органов с точки зрения угрозы терракта.