Как ранее сообщалось, в Нью-Йорке прошли торги произведениями русского искусства на международных антикварных аукционах Sotheby's и Christie's. В частные руки ушли сотни произведений, в том числе авторское повторение картины Михаила Нестерова "Видение отроку Варфоломею" (куплена за $4,3 млн.) и картина Василия Верещагина "Стена Соломона" ($3 млн. 624 тыс.). Представители государственных структур или музеев России в торгах не участвовали.

Работники российских государственных музеев практически не появляются в числе участников таких международных аукционов. Покупки художественных и исторических ценностей, имеющих отношение к России, на площадках аукционов Sotheby's и Christie's осуществляются представителями Федерального агентства по культуре и кинематографии как ведомства, непосредственно распоряжающегося бюджетными средствами, предназначенными для приобретения вещей, впоследствии поступающих в государственный музейный фонд и передаваемых на хранение в тот или иной музей.

Известны также случаи принесения в дар российским музеям произведений, специально с этой целью приобретаемых корпоративными российскими покупателями или частными лицами.

Между тем, основная закупочная деятельность самих российских музеев осуществляется внутри страны. Об этом аспекте функционирования музея ИА REGNUM рассказала секретарь фондово-закупочной комиссии Государственного исторического музея Надежда Багдасар.

"В России, к счастью, появились собственные антикварные аукционы. Например, сейчас в Москве в ЦДХ на Крымском валу работает Российский антикварный салон. Наши сотрудники посещают такие мероприятия, и если обнаруживают что-то интересное, мы приобретаем эти вещи. Торгуемся, хотя наши материальные возможности не так уж велики.

Каждый год мы таким образом пополняем наши фонды. Но мы не только сами покупаем вещи за наши бюджетные деньги. Что-то покупает для нас Федеральное агентство по культуре. Иногда это делается по нашей просьбе, а иногда само Агентство выходит с предложением приобрести, скажем, в антикварном магазине какой-то памятник или целое собрание, которое представляет интерес для нашего музея. Наши сотрудники выезжают, осматривают этот предмет и подтверждают: "Да, для нас это очень интересно", и тогда Агентство покупает его для нас за свои средства.

В прошлом году для нас таким образом была куплена очень интересная бронзовая скульптура середины XIX века "Русские драгуны атакуют турецкую крепость". Сейчас эту вещь можно видеть в постоянной экспозиции Исторического музея в разделе, посвященном Крымской войне.

Кроме того, к нам напрямую обращаются люди буквально со всей России, приносят свои вещи на закупку. Наши сотрудники оценивают, насколько тот или иной предмет интересен и нужен нам, и если не нужен, мы рекомендуем владельцу обратиться в другой музей. А интересные для нас вещи мы оформляем на временное хранение до решения закупочной комиссии. Если комиссия принимает решение, что мы хотим приобрести ту или иную вещь, я в письменной форме извещаю владельца: "Ваша вещь прошла закупочную комиссию и оценена в такую-то сумму. Согласны ли вы продать ее на таких условиях? Если не согласны, можете ее забрать". Если же владелец хочет получить только экспертизу наших специалистов, и не планирует продавать свою вещь, эта услуга будет для него платной.

Сумма, которую мы согласны заплатить за тот или иной предмет, определяется целым рядом факторов. Допустим, у нас уже есть двадцать изделий Фаберже, а нам приносят двадцать первый экземпляр. В этом случае мы не очень заинтересованы его приобретать. В то же время другой музей, у которого Фаберже вообще нет, с радостью купит такую вещь в свое собрание, и тогда он предложит владельцу сумму выше той, что предложили бы мы. Или такая ситуация - предлагают документ, касающийся истории какого-то города. Очевидно, что для нашего собрания он не имеет особенного значения, а вот местный музей мог бы проявить к нему гораздо больший интерес. А иногда приносят очень интересную вещь, шедевр, но в очень плохом состоянии. Музей сам реставрирует такую вещь после ее приобретения, но при покупке мы, естественно, платим за нее меньше, и объясняем владельцу, что цена зависит от сохранности.

Возможность того или иного музея производить закупки зависит от его финансирования бюджетом соответствующего уровня. Наш музей получает финансирование из федерального бюджета, музеи регионального подчинения - из региональных, муниципальные музеи финансируются, соответственно, муниципальными бюджетами. На мой взгляд, некоторые региональные музеи располагают даже большими средствами на закупки, чем наш мы. В советские времена люди ехали к нам в надежде, что только в Москве они смогут получить хорошие деньги за свою вещь, но сейчас ситуация значительно поменялась.

Ежегодно в бюджет Государственного Исторического музея закладывается определенная сумма на приобретение музейных предметов, но это не очень большие средства, особенно учитывая современные цены на антикварном рынке. К сожалению, год от года то финансирование, которое мы получаем на эти цели, практически не увеличивается".