Дороги принято у нас в стране делить на федеральные, региональные и муниципальные. Применительно к Краснодарскому краю можно говорить о 10 тысячах километров дорог краевой собственности, 1400 км - федеральной и о неустановленной протяженности муниципальных.

Дороги последней категории, то есть внутри населенных пунктов, - самые бесхозные. По ним никто никогда не проводил инвентаризацию, для них не определен источник финансирования.

Если верить специалистам, то наибольшие нарекания и опасения муниципальные дороги вызывают в Новороссийске и Краснодаре. В краевом центре в минувшем году краевой дорожный фонд помог реконструировать улицы Северную и Октябрьскую. Плюс решено на этот год выделить дополнительно из средств дорожного фонда 140 миллионов рублей.

Новороссийск должен получить в текущем году 40 миллионов рублей исключительно для ремонта городских улиц. Но реконструкция только одной дороги от поселка Абрау до поселка Дюрсо уже стоит никак не меньше 40 миллионов.

По словам руководителя дорожного комитета края Владимира Афанасенкова, около половины протяженности краевых автодорог не соответствует государственным стандартам, параметрам движения по ним. Рост интенсивности движения по дорогам края в год составляет до 12%, а в курортный сезон - и того больше.

Дорожники были бы рады ограничиться ремонтом этих 5 тысяч километров, но они поставлены также перед необходимостью взять на свой баланс и так называемые сельские дороги, собственность сельхозкооперативов, коллективных хозяйств и так далее. По специальной программе до 2010 года на реконструкцию этих дорог требуется 6 миллиардов рублей.

В минувшем году краевой бюджет смог профинансировать программу только на 122 миллиона рублей и федеральный соответственно - на 40. Средства фактически идут на облегченный ремонт и постановку знаков, кардинально изменить ситуацию на этих дорогах не найдется средств.

В 2001 году налог с пользователей автодорог, уплачивавшийся юридическими лицами, был сокращен с 2,6% с оборота до 1%, а с этого года и вовсе ликвидирован. Дорожники не надеются получать обещанные 60% от возросших акцизов на горючее и поэтому планируют сокращение бюджета дорожного фонда на 200-300 миллионов рублей. Тем деньгам, что будут в распоряжении фонда, надо, конечно, найти достойное применение. Приоритет отдается уже состоящим на балансе края дорогам, и речь идет о борьбе со снежной стихией.

Сейчас дорожный комитет уже пользуется семью собственными метеостанциями финского производства (каждая стоимостью в 30 тысяч евро), способными спрогнозировать образование гололеда за три часа до выпадения на замерзшую землю осадков и образования так называемого "черного льда". Со временем число метеостанций будет доведено до 13. В этом году руководство дорожного комитета еще и профинансировало для подрядных организаций закупку 20 большегрузных машин, оборудованных специальными приспособлениями для уборки снега и гололеда.