Конституционный суд РФ 5 апреля огласил постановление по делу о проверке конституционности положений п.2 и п.14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" и п.8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации программы "Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM поводом к рассмотрению дела явились жалобы семи бывших военнослужащих-контрактников на нарушение их конституционных прав положениями п.п. 2 и 14 ст.15 ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", которые были изменены в соответствии с п.8 ст.100 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, известного как закон о монетизации льгот. Кроме того, заявители недовольны рядом положений постановления Правительства РФ от 7 октября 2004 года №522 "О некоторых вопросах по реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав программы "Жилище" на 2002-2010 годы, а также ряда приказов Минпрома, Минэнерго и Министерства регионального развития РФ.

По мнению заявителей, оспариваемые пункты не соответствуют Конституции и умаляют их права, касающиеся обеспечения жильем военных-контрактников, у которых закончился срок контракта, вставших на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

В результате произведенной в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ замены льгот в натуральной форме на денежные компенсации обеспечение жильем граждан этой категории в настоящее время осуществляется исключительно путем выдачи органам исполнительной власти субъектов РФ жилищных сертификатов. Такое регулирование по мнению заявителей, не предполагает возможности выбора ими формы обеспечения жильем, освобождает органы местного самоуправления от обязанности предоставлять им жилье и возлагают эту обязанность на органы исполнительной власти субъектов РФ, не предусматривая при этом (в отличие от прежнего регулирования) трехмесячный срок выполнения соответствующих обязательств. Это отменяет и умаляет их конституционные права, не гарантируя бывшим военнослужащим и членам их семей социальную защиту и реализацию права на жилье.

Заявитель Казанцев, отказался от оформления документов на получение после увольнения с военной службой государственного жилищного сертификата, так как размер денежной субсидии недостаточен для приобретения жилья по установленным социальным нормам в избранном им месте жительства.

Заявитель Шалаев просит признать противоречащими Конституции ряд приказов Минэнерго, Минпрома, а также Министерства регионального развития РФ, которыми в 2005 году устанавливались нормативы средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, применяемые для расчета размера безвозмездной субсидии на приобретение жилья, выплачиваемой по жилищному сертификату за счет средств федерального бюджета. По мнению Казанцева, величина такой субсидии не обеспечивала ему возможности приобретения жилья в избранном месте жительства, так как расчет был далек от реалий среднерыночной стоимости.

Военнослужащие запаса - Нейкалюк, проходивший службу по контракту, и Шаршов, уволенный в запас по достижению предельного возраста в сентябре 2006 года, оспаривают конституционность положений Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ №522. Эти положения в части, устанавливающей порядок расчета размера субсидии не позволяют им реализовать свое право на приобретение жилья по установленным социальным нормам, исходя из реальной стоимости жилья. Как указывал заявитель Шаршов, такое положение не дает реальной возможности выбрать место жительства после окончания военной службы.

С 1 января 2005 года граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципального жилья, сохранили лишь право на получение жилищных сертификатов, как единственно возможную для них форму обеспечения жильем. Между тем, те, кто был уволен или уволится из рядов вооруженных сил после 1 января 2005 года, могут обеспечиваться жильем, либо получить жилье посредством жилищных сертификатов, или же в других формах, например, если федеральные органы исполнительной власти приобретут для них жилье из средств федерального бюджета.

Таким образом, по мнению заявителей, замена права на получение муниципального жилья в пользование по договору социального найма правом на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья на основе государственного социального сертификата не является равноценной, так как сумма субсидии, рассчитанная по установленным нормативам, не позволяет приобрести в собственность жилье.

Заслушав и изучив мнения сторон, Конституционный суд РФ постановил:

1. Признать п.п. 2 и 14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции п.8 ст.100 ФЗ № 122 от 22 августа 2004 года) не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет.

2. Федеральному законодателю надлежит урегулировать условия и порядок обеспечения жильем граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилья до 1 января 2005 года и уволенных в запас или подлежащих увольнению после 1 января 2005 года.

Таким образом, Госдуме в течение полугода предстоит привести законы "О статусе военнослужащего" и подпрограмму о государственных жилищных сертификатах в соответствие с конституционными нормами, уравняв права на государственное обеспечение жильем бывших военнослужащих, вставших на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и после этой даты.

3. Признание п.п. 2 и 14 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащего" не соответствующим Конституции и внесение вытекающих из настоящего Постановления изменений в действующее законодательство влечет за собой пересмотр уже состоявшихся судебных решений по делам заявителей.