2 апреля в Московской городской Думе состоялось заседание комиссии по законодательству, на котором был рассмотрен вопрос о реализации программы внедрения и развития информационно-платежной системы приема бюджетных платежей.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре МГД, по словам председателя комиссии по законодательству Александра Семеникова, на сегодняшний день в столице существует проблема сбора штрафов. В Мосгордуму обратились разработчики проекта городской информационной платежной системы, которая позволит осуществлять оперативный прием штрафов и целевых платежей. Особое место среди стоящих перед службой ГИБДД задач занимает обеспечение неотвратимости наказания за нарушения Правил дорожного движения, отмечали участники заседания. При существующей системе взыскания штрафов неотвратимость наказания не обеспечивается, так как большинство правонарушителей не оплачивают наложенные штрафы. В настоящее время в Москве ежегодно выписывается до 3 млн. штрафов, при этом нарушителями оплачивается не более 8-12% от их числа, в результате чего городской бюджет недополучает около 250 млн. рублей в год, а ГИБДД хронически недофинансируется.

По мнению участников заседания, среди причин создавшегося положения - отсутствие для нарушителей каких-либо последствий неуплаты штрафа, а также действенных механизмов взимания штрафных санкций. Одним из факторов является сложная процедура начисления и оплаты штрафа: длительность документального оформления, существенное разнесение по времени и месту процедуры начисления и оплаты штрафа, большие затраты времени на оплату штрафа при незначительной средней сумме штрафа. Помимо этого, существует проблема низкого уровня внедрения высоких технологий, в то время как специальные операторы не предусмотрены штатным расписанием.

Для исправления ситуации, сообщил представитель разработчика Сергей Фенютин, создан проект программы приема штрафов и целевых платежей на месте совершения административных правонарушений на базе информационно-платежной системы нового поколения в городе Москве, которая создаст действенные рычаги для борьбы со злостными нарушителями ПДД и хроническими неплательщиками штрафов. Программа должна обеспечить тесное информационное сотрудничество между ГИБДД, органами муниципальной власти, страховыми и банковскими организациями. Программой предусматривается введение авторизованного оперативного приема штрафов и целевых платежей на стационарных и подвижных постах ДПС, для чего планируется оснастить их специализированными информационно-платежными терминалами. Предполагается оснащение мобильными авторизованными информационными платежными терминалами экипажей ДПС и инспекторов ГИБДД. Эти мобильные терминалы будут объединены в единую авторизованную информационную сеть, связанную с базой ГИБДД "Административная практика". Такая сеть, считают разработчики, позволит создать единую базу данных на всех граждан, которые подвергались административным взысканиям по линии ГИБДД, а также контролировать деятельность каждого дежурного инспектора ДПС со стороны руководства ГИБДД.

Другим механизмом воздействия на правонарушителей станет создание в рамках платежной системы бюро страховых историй в целях предоставления информации страховым компаниям об особо недисциплинированных водителях. Эта мера воздействия предполагает автоматическое повышение для правонарушителей стоимости ОСАГО и КАСКО. При своевременной оплате административного штрафа за незначительные правонарушения в страховой истории эти правонарушения отражаться не будут. По мнению разработчиков проекта программы, в случае ее реализации собираемость штрафов увеличится до 80-90%. В перспективе в рамках программы планируется выпуск собственной информационной пластиковой карты ГИБДД, оснащенной электронным чиспом, которая может стать приложением к страховому полису ОСАГО. Помимо этого, возможно создание муниципальных и коммерческих бюро кредитных и страховых историй, а в будущем - внедрение федеральной и региональных сетей приема штрафов и платежей нового поколения.

Заместитель руководителя департамента финансов города Москвы Серафим Ярных напомнил, что в настоящее время в городе действует программа "Электронная Москва", в которую можно было бы вписать представленный проект. Он также заметил, что разработанная программа - это коммерческий проект, значит, финансироваться он должен из нескольких источников. Члены комиссии предложили продолжить работу над ней для выяснения необходимости внесения изменений в действующее законодательство.