Проект федерального закона "О платных автомобильных дорогах", который в четверг, 29 марта, представит на заседании кабинета министров глава Минтранса Игорь Левитин, устанавливает разграничение предметов ведения РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления при строительстве, реконструкции и эксплуатации платных автомобильных дорог; определяет цели, принципы и условия принятия решений об эксплуатации автомобильных дорог на платной основе, а также порядок их принятия; устанавливает требования к альтернативному бесплатному проезду; устанавливает некоторые дополнительные к имеющимся в действующем законодательстве гарантии инвесторам, участвующим в финансировании проектов по строительству, реконструкции и эксплуатации платных автодорог; вводит некоторые термины, необходимые для успешного правоприменения. Об этом, как сообщает корреспондент ИА REGNUM, говорится в материалах к заседанию правительства РФ.

Законопроект устанавливает, что платной автомобильной дорогой является автомобильная дорога общего пользования, в отношении которой принято решение об эксплуатации на платной основе. Платные автомобильные дороги могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с законопроектом эксплуатация автомобильной дороги на платной основе возможна только в случае принятия соответствующего решения уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Решение об эксплуатации на платной основе автомобильной дороги, существующей на момент принятия закона "О платных дорогах", возможна только в случае ее реконструкции. Законопроект подробно описывает содержание решения об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе. В числе основных требований к решению - точное и подробное описание бесплатного альтернативного проезда, определение срока действия решения об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе. Для учета интересов всех территорий, уровней государственной власти, органов местного самоуправления законопроект устанавливает требование об обязательном согласовании проекта решения с органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территории которых предполагается эксплуатация автомобильной дороги на платной основе.

Отдельная статья законопроекта посвящена принципу бесплатного альтернативного проезда, который должен соблюдаться в любом случае при принятии решения об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе. Законопроектом также предусмотрена возможность строительства альтернативного бесплатного проезда в процессе строительства (реконструкции) автомобильной дороги, эксплуатация которой будет осуществляться на платной основе. Это позволит в полной мере обеспечить конституционные права граждан на свободу передвижения.

В целях повышения инвестиционной привлекательности дорожного хозяйства законопроектом предусматривается возможность привлечения частных инвестиций в проекты по созданию и эксплуатации платных автодорог. В этом случае привлечение частных инвесторов осуществляется на основе концессионных соглашений. Отношения, вытекающие из концессионных соглашений, регулируются ФЗ "О концессионных соглашениях". В то же время законопроектом предусмотрены ряд особенностей концессионных соглашений в сфере платных автодорог.

В законопроекте большое внимание уделяется вопросам снижения административных издержек при реализации инвестиционных проектов в сфере платных автодорог, так как указанные вопросы относятся к гарантиям прав инвесторов. Так, законопроект устанавливает принцип "одного окна" при подготовке и исполнении инвестиционных проектов в сфере платных автодорог на федеральном уровне. Помимо перечисленных, к гарантиям прав инвесторов можно отнести установленные статьей 12 законопроекта возможность концессионера (инвестора) действовать от имени РФ при заключении сделок по выкупу земельных участков для государственных нужд. Это позволит привлекать средства инвесторов уже на этапе выкупа земельных участков для строительства (реконструкции) платной автомобильной дороги. Также к числу гарантий относится установленный частью 2 ст. 12 законопроекта предельный размер арендной платы за земельные участки платных автодорог, что способствует финансовой стабильности отношений сторон по концессионному соглашению. К числу гарантий прав инвестора также относятся четко указанные в статье 17 законопроекта основания для отмены и приостановления эксплуатации автодороги на платной основе, а также единый для всех видов платных автодорог перечень транспортных средств, имеющих право бесплатного проезда, устанавливаемый Правительством РФ. В случае, если строительство (реконструкция) платной автодороги осуществлялись без привлечения средств инвесторов, эксплуатация автомобильной дороги на платной основе осуществляется уполномоченным собственником государственным или муниципальным учреждением. Как показал анализ, это является наиболее эффективным и малозатратным способом эксплуатации платной автодороги в указанном случае. Законопроект также закрепляет гарантии прав пользователей платных автодорог.

Помимо установленного законопроектом принципа обязательного альтернативного бесплатного проезда, устанавливается регулирование платы за проезд по платным автомобильным дорогам. Предельный ее размер устанавливается уполномоченными государственными или муниципальными органами на основе единой методики, утверждаемой Правительством РФ. Конкретный размер платы в случае эксплуатации автомобильной дороги на платной основе по концессионному соглашению устанавливается концессионером.

Таким образом, принятие ФЗ "О платных автомобильных дорогах" позволит без дополнительных затрат со стороны бюджета расширить сеть автомобильных дорог, а также получить дополнительный источник доходов бюджетов всех уровней.