Закавказский регион имеет ключевое значение в плане обеспечения территориальной целостности и национальной безопасности России. Об этом говорится в обзоре внешней политики России, размещенном на официальном сайте МИД России. В документе отмечается, что ситуация в регионе остается напряженной, а применительно к Грузии - взрывоопасной. "Существующие здесь "замороженные" конфликты используются внерегиональными силами в целях укрепления своего влияния в регионе в ущерб нашим позициям".

Политика руководства Грузии во главе с Михаила Саакашвили построена на этническом национализме и пользуется поддержкой ряда западных стран, и прежде всего США. Тбилиси проводит линию на слом существующих миротворческих и переговорных форматов, в результате чего происходит осложнение ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии. Грузия рассчитывает привлечь к этим проблемам повышенное международное внимание, подключить к тематике "замороженных конфликтов" евроатлантические структуры и, тем самым, форсировать урегулирование на своих условиях, имея в виду обеспечение статуса Абхазии и Южной Осетии как составных частей унитарного государства Грузия. При этом грузинская сторона не прекращает антироссийскую кампанию в СМИ, хотя и несколько снизила ее накал, пытается использовать в своих целях потенциал ОБСЕ, СЕ, ЕС и НАТО, стремится переложить на Россию ответственность за все свои проблемы внутреннего и внешнего характера, что оправдало бы "закручивание гаек" внутри страны, укрепление авторитарных тенденций в политической жизни.

В пользу такой оценки говорят и выводы июльского (2006 года) доклада по России трехсторонней комиссии, где отмечается, в частности, что Грузия "очень далека от того, чтобы быть маяком демократии и правового государства", "находится в очень слабом и нестабильном состоянии, и ею управляет в высшей степени эксцентричное руководство". По мнению авторов, "Запад не должен поощрять заблуждение, что решение проблем Грузии возможно через членство в НАТО и ЕС".

"Представляется, что нашим интересам отвечает последовательное продолжение принципиальной линии в отношениях с Тбилиси. Главное здесь - предупредить действия, которые наносят ущерб долгосрочным национальным интересам народа Грузии. Наша линия применительно к конфликтам в Абхазии и Южной Осетии заключается в необходимости поиска жизнеспособного решения исключительно мирными средствами вне временных и статусных рамок. Она подразумевает добровольное согласие сторон конфликта на выработанную ими же в рамках действующих переговорных форматов модель урегулирования, то есть, по сути, реализацию воли сторон. Важно не допускать размывания сложившихся форматов грузино-осетинского и грузино-абхазского урегулирования (включая присутствие российских миротворцев), последовательно отстаивать тезис о том, что эвентуальное обретение Косово независимости будет иметь прецедентный характер", - отмечается в документе МИД России.

В то же время в документе отмечается, что на фоне конфликтов с участием Грузии нагорно-карабахское урегулирование выглядит менее острым вопросом. "Нынешняя линия - совместные с Вашингтоном и Парижем действия в рамках механизма сопредседательства Минской группы ОБСЕ в поддержку прямых переговоров Баку и Еревана - представляется оптимальной".

Азербайджан - стратегически важный партнер на ближайшую и долгосрочную перспективу. Установившиеся в наших отношениях уважительный тон, атмосфера доверия и равноправия себя оправдали. Азербайджанское руководство стремится продолжать линию на сближение с Россией.

Отношения с Арменией носят устойчивый союзнический характер. "Она наш стратегический партнер в Закавказье, часть интеграционного ядра Содружества. Будем стремиться к ослаблению транспортной блокады Армении, наращиванию сотрудничества в энергетике, добиваться более высокой степени внешнеполитической координации двух стран в регионе, укреплять гуманитарное сотрудничество", - отмечается в документе МИД.