Годовой доклад "Проблемы реализации свободы совести в России в 2006 году" презентовал 22 марта Информационно-аналитический центр "Сова". Как передает корреспондент ИА REGNUM, один из авторов доклада директор центра "Сова" Александр Верховский отметил, что это первый подобный специальный доклад национального уровня, подготовленный в России. Ранее проблематика свободы совести и религиозной свободы фигурировала лишь в ряду других предметов интереса правозащитных организаций. За рубежом же подобные доклады готовились только Госдепартаментом США.

В докладе рассматриваются появившиеся в течение 2006 года законодательные инициативы, касающиеся религиозных организаций, различные проблемы, с которыми религиозные организации сталкиваются в своих взаимоотношениях с властями всех уровней, покровительство властей по отношению к религиозным организациям (на федеральном уровне преимущественно РПЦ), ситуация в армии и в пенитенциарной системе, злоупотребления при защите религиозных чувств и другие темы.

"2006 год не принес качественных перемен в ситуации со свободой совести в России, - отмечается в докладе. - Говоря об определенном неблагополучии в этой области, мы должны понимать, что религиозное (включая и антирелигиозное) поведение отдельного человека, как правило, не подвергается ограничениям со стороны государства и его представителей, хотя и такие случаи время от времени все же случаются. Зато сохраняются и действуют сложившиеся в предыдущие годы механизмы практического ограничения права исповедовать и распространять свою веру совместно с другими, то есть ограничениям подвергаются скорее группы, чем отдельные верующие.

Продолжают укрепляться формальные и неформальные преференции, которые получает Русская православная церковь (РПЦ), а также мусульманские и буддистские организации в соответствующих республиках. Чаще всего в этой связи обсуждается проблема присутствия религии в школе, но не менее серьезна и ситуация, складывающаяся в армии и в правоохранительных органах. Эти преференции сами по себе еще не ограничивают свободу совести граждан, но они ставят под вопрос секулярный характер российского общества и иногда даже российского государства. Именно такая ситуация вызывает опасения, так как механизмы защиты свободы совести тесно связаны с секулярным характером государства".

Значительное место в докладе уделено конфликтам, связанным с попытками внедрения в школьное преподавание курса "Основы православной культуры".

Несмотря на утверждения о том, что курс ОПК носит культурологический, а не религиозный характер, "курсы "Основ православной культуры" (ОПК) (включая аналоги), преподающиеся во многих регионах страны, вызывают серьезные подозрения в том, что в рамках этих курсов происходит именно религиозное обучение, - подчеркивают авторы доклада. - (...) Вопрос о характере преподавания ОПК, по нашему убеждению, должен быть разрешен в судебном порядке, с привлечением всех необходимых экспертиз, но до сих пор это сделано нигде не было. Те же подозрения вызывают и широко преподающиеся в четырех регионах (Ингушетия, Чечня, Дагестан, Татарстан) аналогичные предметы, связанные с исламом, но эти подозрения привлекают мало внимания на федеральном уровне".

На практике, отмечается в докладе, не соблюдается и требование факультативности этого курса: "Не раз появлялись жалобы на то, что обучение ОПК становится де-факто обязательным: не желающие посещать эти занятия оказываются лишены такой возможности, поскольку школа не обеспечивает альтернативы". Межде тем, продолжают авторы, "следует признать, что нормы закона недостаточно ясны. Но и Министерство образования, и многие государственные деятели не раз подтверждали, что обучение ОПК может быть только добровольным, то есть альтернатива должна предоставляться".

"Особое беспокойство вызывает ситуация в Белгородской области, так как там граждане, не желающие обучать своих детей ОПК по тем или иным соображениям, связанным с религией, могут избежать этого только ценой переезда из региона", - отмечается в докладе.

"Это курс не религиозный, а идеологизированный православно-патриотический, что является нарушением принципа свободы совести не менее, чем прямое преподавание религии", - отметил в ходе пресс-конференции руководитель организации "Учителя за свободу убеждений" Всеволод Луховицкий. По его словам, в родительской среде выделяются три группы недовольных, не желающих, чтобы их дети подвергались обязательному изучению курса ОПК. Это: убежденные атеисты, которых не так уж мало среди россиян, родители, исповедующие не православие, а другие религии, а также верующие, воцерковленные православные, предпочитающие, чтобы их дети получали религиозное образование под руководством священника, а не светского учителя.

Еще одной важной частью доклада является мониторинг злоупотреблений при противодействии экстремизму, жертвами которых чаще всего становятся представители "политического ислама". "Мы не ставим под сомнение необходимость противодействия группам, так или иначе вовлеченным в террористическую и иную противозаконную деятельность, даже если эти группы мотивированы своими религиозными убеждениями. В данном случае защита права всех граждан на защиту от насильственных и иных противозаконных посягательств важнее, чем соблюдение свободы реализации религиозных убеждений, - подчеркивают авторы доклада. - С другой стороны, противодействие таким посягательствам нередко оборачивается на практике явно чрезмерными или вовсе необоснованными преследованиями и ограничениями гражданских свобод".

Александр Верховский, представляя доклад, также отметил, что случаи насилия на религиозной почве плохо расследуются правоохранительными органами. В то же время, "иногда чиновники берутся защищать свободу совести так, что лучше бы они этого не делали", сказал он, имея в виду, прежде всего известный "карикатурный скандал", от которого пострадали ряд российских СМИ. "Тема религиозной толерантности используется частью государственного аппарата как средства давления и угрозы", - отметил он.

Во второй половине текущего года, в предвыборный период следует ожидать подъема антисектантской волны и, соответственно, увеличения количества проблем у религиозных меньшинств, предупредил сопредседатель Славянского правового центра Анатолий Пчелинцев. По его мнению, основной мишенью преследований могут стать религиозные организации различных протестантских толков. "Да, надо бороться с преступностью, в том числе в религиозных организациях, - заявил он. - Но нельзя оскорблять и унижать людей. У нас идет борьба с инакомыслием и инаковерием. Десятилетие свободы заканчивается, и у меня такое чувство, что мы начинаем задыхаться. Свобода мировоззренческого выбора в серьезной опасности".