Эксперт Международного социально-экологического союза (МСоЭС) Алексей Григорьев прокомментировал ИА REGNUM информацию о разливе дизельного топлива из магистрального продуктопровода "Альметьевск - Нижний Новгород", принадлежащего ОАО "АК Транснефтепродукт", случившемся 13 марта.

"За последнее десятилетие разливы углеводородов из магистральных трубопроводов нередко происходили на "трубах" ОАО "АК Транснефть". К сожалению, официальные данные о такого рода происшествиях и вызванных ими экологических последствиях не полны, часто противоречивы, а иногда просто не соответствуют действительности. Аварийный разлив дизельного топлива в Нижегородской области ярко показывает, что все проблемы, связанные с обеспечением надежности эксплуатации гораздо более мощной системы магистральных трубопроводов "Транснефти", присутствуют и в случае аварии ее младшего коллеги - тоже государственной компании ОАО "АК Транснефтепродукт". Это случай подтверждает, что эти проблемы носят системный характер, а государство не занимается их решением", - констатировал эксперт.

"Транснефть" обычно весьма быстро мобилизует значительные силы для ликвидиации аварийных разливов нефти, однако независимая открытая оценка эффективности аварийных и очистных работ, а также экологических последствий этих аварий отсутствует. Все это мы видим и в с случае разлива дизельного топлива в Нижегородской области, - продолжил Григорьев. - Согласно официальным сводкам Министерства по чрезвычайным ситуациям от 13 и 14 марта, объем разлива составил около 50 т дизельного топлива, которое попало в реку Шавка. Сообщалось, что пятно загрязнения движется в сторону ООО "Рыбхоз Борок". Начаты аварийные работы. После этого никаких новых официальных сообщений на уровне федерального МЧС не делалось. 16 марта на сайте Минприроды было сообщено, что уровень загрязнения нефтепродуктами реки Шавка составляет от 9 до 19 предельно допустимых концентраций. После чего тоже настало молчание. Компания ОАО "АК "Транснефтепродукт" в единственном на настоящий момент сообщении на своем официальном сайте от 13 марта сообщает, что причиной разлива дизельного топлива была "криминальная врезка", а не плохое техническое состояние трубопровода, о чем сообщили некоторые средства массовой информации. И все."

"Тем в временем, - отметил Григорьев, - от местных природоохранных активистов начала поступать информация о том, что объем разлива мог составить до 2000 кубометров дизельного топлива. Согласно сообщениям средств массовой информации, 21 марта 2007 года официальные лица Нижегородской области, а также представители ОАО "Транснефтепродукт" начинают признавать, что объем разлива составил до 300-400 кубометров дизельного топлива. Пока еще не 2000 кубометров, но тенденция, однако... Учитывая, что значительная часть разлившегося дизельного топлива попала в реку Шавка, а далее в пруды рыбхоза "Борок", становится очевидным, что речь идет о достаточно крупной аварии с серьезными экологическими последствиями. Федеральные органы власти - Минприроды, МЧС, Ростехнадзор на это пока не реагируют."

По мнению Григорьева, остаются без официальных ответов ряд весьма важных и острых вопросов. Каким все-таки был реальный объем разлива? Почему первая информация о столь значительной утечке поступила не от системы контроля за состоянием продуктопровода, а от дежурного рыбхоза, который обнаружил сильное загрязнение реки? Почему "криминальная врезка", которая привела к столь значительному разливу, не была своевременно обнаружена? И была ли это действительно "криминальная врезка"?

"Что касается эффективности действий по ликвидации последствий разлива, то здесь также складывается очень противоречивая картина, - считает эксперт. - Последняя официальная сводка МЧС от 14 марта бодро сообщала, что русло реки перекрыто грунтом, установлены боновые заграждения, ведется сбор нефтепродуктов с поверхности реки. На сайте Минприроды 16 марта было сообщено, что Верхне-Волжское БВУ Росводресурсов совместно с территориальными органами Росприроднадзора и других ведомств осуществляет контроль за ликвидацией аварии. 21 марта 2007 года представители ОАО "АК "Транснефтепродукт" сообщили средствам массовой информации, что собрано 301 из 306 кубометров разлившегося дизельного топлива. Казалось бы, все под контролем, все прекрасно. Но существует и другая информация. Посетившие 17 марта место аварии активисты природоохранного движения "Поможем реке" утверждают, что пруды для разведения рыбы превратились в пруды-отстойники. В них находится большое количество дизельного топлива. 21 марта директор ООО "Рыбхоз Борок" сообщил прессе, что погибло более 80 т рыбы. Реализация продукции рыбхоза запрещена, поскольку она не соответствует санитарным нормам. Сможет ли ООО "Рыбхоз Борок" - один из крупнейших рыбхозов Нижегородской области, продолжить свою работу? Непонятно. Так все-таки что происходит? Разлив дизельного топлива локализован и в рекордные сроки почти полностью собран? Либо трагедия гибели ООО "Рыбхоз Борок" продолжается? И ограничатся ли экологические последствия этой аварии только проблемами одного рыбхоза?"