В Воронежской области в этом году зима была чрезвычайно теплой, как и во всех областях Центрального Черноземья. Какие последствия аномальная зима может иметь для озимых культур, корреспонденту ИА REGNUM рассказал заведующий кафедрой растениеводства, кормопроизводства и агротехнологий Воронежского государственного аграрного университета профессор Василий Федотов.

ИА REGNUM. Василий Антонович, в этом году зима была необычной для наших широт. Какое влияние это может оказать, с Вашей точки зрения, на будущий урожай?

Василий Федотов. Сейчас делать точные прогнозы на урожай тяжело - нужно посмотреть, каким будет лето. Осень и зима действительно оказались необычными. Осень была чрезвычайно влажной, пасмурной, дождливой, было мало солнечных дней. Это не позволило озимым нормально пройти зимнюю закалку. Первая фаза закаливания каким-то образом прошла, хотя тоже не в очень благоприятных условиях - было много влаги, мало солнца. А вот второй фазы закаливания не было вовсе: она происходит обычно в начале зимы при легких морозцах в 5-7 градусов по шкале Цельсия, в этом же году такая температура в ноябре - декабре не фиксировалась. Только после второй фазы закаливания озимые приобретают большое количество сахаров - более 20%, и достаточно хорошую морозостойкость и зимостойкость.

Зима в этом году оказалась не нашей - она оказалась южной зимой. То есть, не было морозов, более того, в январе у нас вообще никаких морозов не было - стояла оттепель, и озимые местами тронулись в рост. Если физиологический покой каким-то образом еще был, то вынужденный покой, когда озимые находятся в состоянии покоя из-за низкой температуры, не наступил. Поэтому озимые были спровоцированы на отрастание, то есть образовали листовой прирост. Во многих местах - в Воронежской области, в Липецкой области, в Белгородской и Курской областях озимые тронулись в рост. Это было чрезвычайно опасно, поскольку в таком случае озимые теряют закалку и становятся совершенно беззащитны против сильных морозов. К счастью, перед морозами в -20... -25 выпал снег, и морозы наступили не очень резко - было постепенное похолодание. В течение 7-10 дней температура была не ниже 7-8 градусов, а затем опустилась до -20 с лишним. Это в определенной степени вернуло закаливание озимых и спасло их от полной гибели. Тем не менее снега было очень мало, и даже небольшие морозы сильно повредили озимые растения. Все, что было над снегом - а снега было всего 5, местами 7 сантиметров, - отмерзло, и таким образом надземная масса погибла на больших площадях. Исключением стали только те редкие районы, где было больше снега.

Много в этом году и переросших посевов. Это связано, прежде всего, с ранними сроками сева, особенно по чистым парам, в условиях длительной влажной осени они переросли. Поэтому тоже снизили закалку и зимовали плохо. С осени наблюдалось перерастание: во-первых, ранние посевы, во вторых, длинная теплая осень. Перерастание обычно тоже связано со снижением закалки, с ухудшением перезимовки, с поражением снежной плесенью и с гибелью озимых. Однако в условиях этой зимы снега практически не было или было очень мало, поэтому снежная плесень не получила развития даже на переросших озимых. Озимые истощились из-за того, что было мало сахаров и большая надземная масса, довольно быстро израсходовали свои запасы на дыхание. Поэтому озимые растения истощились, но не погибли.

К счастью, в этом году весна оказалась чрезвычайно ранней. Сегодня, 21 марта, температура как в середине апреля. Озимые очень скоро тронутся в рост, а это значит, что у них будет достаточно длительный период для реабилитации, для того, чтобы залечить раны, нанесенные перезимовкой, длительный период весеннего кущения. Это в значительной степени работает на повышение урожайности. Там, где озимые достаточно хорошо сохранились, в этом году весенняя погода дает надежду на хороший урожай озимых.

Сейчас поврежденные озимые необходимо подкормить. Для хорошо сохранившихся озимых в этом году надо перенести подкормку на более поздний период - начало трубкования, провести так называемую продуктивную подкормку, которая работает на увеличение размера колоса и увеличение числа зерен в колосе.

Сев яровых начнется в этом году тоже раньше обычного - примерно на месяц раньше. В южных районах области - Кантемировском, Петропавловском, Богучарском, зябь подсохла, вышли бороновать, а значит, можно и сеять. Опасаться сверхраннего сева нет оснований, поскольку и яровая пшеница, и ячмень достаточно холодостойкие культуры, их всходы выдерживают заморозки до 6-8 градусов. Поэтому нет нужды оттягивать сроки сева только потому, что весна ранняя.

ИА REGNUM. Как Вы считаете, потребуется ли пересев озимых или его можно будет избежать?

Василий Федотов. В отношении пересева могу сказать, что погибли озимые или нет, будет ясно буквально через 2 недели. В этом году сроки пересева не уйдут, по крайней мере, календарные. Сейчас же надо срочно провести ревизию всех посевов и оценить степень их перезимовки.

В принципе, можно говорить, что узлы кущения у большинства растений перезимовали, хотя я могу говорить только о тех районах, где был. Каждый агроном должен сам принять решение о необходимости пересева. Обычно решение о пересеве принимают в том случае, если меньше 200 растений, меньше 300 колосьев, то урожайность бывает на уровне 22-27 центнеров. Тут хозяйство должно само решать, нужен ли пересев. Чаще всего равномерно изреженную озимь в случае гибели менее 50% озимых оставляют вегетировать, хотя иногда подсевают яровой пшеницей или ячменем. Надо иметь в виду, что подсев далеко не всегда бывает удачным, и в широком масштабе применять его не нужно.