Законопроект о морских портах, внесенный в Госдуму депутатами-единороссами 15 марта, будет готовиться к первому чтению в ускоренном режиме. Планируется вынести его на рассмотрение президиума фракции "Единая Россия" в начале апреля. Такое решение, как сообщает корреспондент ИА REGNUM, было принято на заседании экспертного совета фракции 20 марта. Законопроект, как ожидается, будет рассматриваться на заседании правительства 29 марта.

По словам соавтора законопроекта, зампредседателя комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова, сегодня законодательство не создает условий для развития инфраструктуры портов - на это направлен данный проект и внесенный на днях депутатами блок поправок, касающийся создания портовых особых экономических зон. В написании обоих законопроектов, уточнил Макаров, принимало участие правительство. Не исключено, что они будут рассматриваться как альтернативные, и в результате будет принят один законопроект, объединяющий подходы двух инициатив. Как отметил парламентарий, в проекте, к которому он имеет отношение, предоставляется возможность урегулировать вопросы, связанные с инвестированием в портовую инфраструктуру, с имущественными отношениями, землей, оказанием услуг в портах.

"Под абсолютным большинством готовы подписаться", - сказал замминистра транспорта РФ Сергей Аристов. "Сегодня 78 портов. В прошлом году было перевезено 421 млн тонн грузов, это больше, чем когда-либо перевозилось в Советском Союзе. А с другой стороны, более 82% - внешний вывоз, и только 4% - транзит и 7% - импорт. То есть в наши порты почти не везут, перевозка грузов происходит в основном на автотранспорте", - рассказал он. Аристов согласился, что оба законопроекта связаны между собой и направлены на повышение конкурентоспособности портов.

Поддерживая законодательную инициативу концептуально, у министерства есть ряд замечаний к нему. Аристов обратил внимание на то, что есть сложные моменты, связанные с земельными вопросами, которые не решаются без изменений в земельном законодательстве. Стас-секретарь Минтранса отметил, что министерство не может принимать решение о создании администраций портов в форме ФГУ, поскольку сегодня это компетенция правительства.

Кроме того, Аристов отметил, что в процессе рассмотрения законопроекта необходимо учесть, чтобы не произошло сужение налогооблагаемой базы поселений, расположенных рядом с портами. Он высказал предположение, что Санкт-Петербург может понести потери в налоговых доходах, однако Макаров заявил, что "никаких налоговых последствий для Петербурга в законопроекте не содержится". Замминистра транспорта пояснил корреспонденту ИА REGNUM, что в работе над законопроектом необходимо создать перспективу как для портов, так и для земель, где они расположены. "На конкурентоспособность портов влияет много факторов. Один из основных - налоги, при этом на земли поселений - одно, на земли транспорта - другое (налог ниже). Если говорить, что порт - земля транспорта, то налогооблагаемая база меньше", - сказал Аристов.

Как уже сообщалось, о подготовке законопроекта было объявлено Борисом Грызловым в Санкт-Петербурге в феврале. Предполагается законодательно разграничить имущественный комплекс и организации, которые занимаются услугами в портах, разграничить полномочия между органами власти, устранить дублирующие функции в этой сфере. Законопроект содержит закрытый перечень портовых сборов, права и обязанности сторон по перевалке грузов, в том числе правила по перевалке опасных грузов. Земельные участки в границах морского порта должны относиться к землям транспорта. Эти участки, в том числе в пределах береговой полосы, участки водоохранного и санитарно-технического значения, могут находиться в государственной, муниципальной собственности, а также в собственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций. Участки береговой полосы, водоохранного и санитарно-технического значения предоставляются в частную собственность только если предприниматели и компании владеют, расположенными на этих территориях пирсами, причалами, берегозащитными сооружениями. Законопроект содержит закрытый перечень объектов инфраструктуры морского порта, которые не могут находиться в частной собственности и должны быть изъяты из оборота (волноломы, дамбы, подходные каналы и другие морские подводные гидротехнические сооружения, созданные в результате искусственного углубления морского дна, средства навигационного оборудования, радиолокационные системы управления движением судов и другие). Минимальные предельные размеры арендной платы за землю и за объекты инфраструктуры устанавливает правительство. Размер арендной платы за земельные участки, на которых расположены гидротехнические сооружения или которые предоставлены под строительство этих сооружений, не должен превышать ставку земельного налога для земель транспорта. Размер арендной платы за объекты инфраструктуры порта в федеральной собственности может пересматриваться по инициативе арендодателя не чаще 1 раза в год, при этом коэффициент увеличения арендной платы не может превышать половину коэффициента уровня инфляции в текущем году, установленного законом о бюджете. Срок аренды объектов инфраструктуры, относящихся к недвижимости, и земельных участков составляет не менее 15 и не более 49 лет.