Госдума согласовала с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) поправки к законопроекту, ужесточающему ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, который предполагается рассмотреть на заседании палаты16 марта во втором чтении. 9 марта зампредседателя комитета по госстроительству Александр Орголайнен (фракция "Единая Россия") сообщил, что с ФАС удалось договориться по размеру штрафов за злоупотребление доминирующим положением на рынке, которые вырастут не так резко, как предлагала антимонопольная служба и по привлечению к административной ответственности в случае нарушения не весь холдинг, а только конкретное юридическое лицо, совершившее правонарушение. Кроме того, оно будет нести ответственность не по всему объему произведенной продукции, а за тот товарный рынок, на котором совершено правонарушение.

"ФАС проявила достаточную гибкость, - заявил глава комитета Владимир Плигин. Документ носит взвешенный характер, исключает возможность безответственного поведения, и в то же время очень спокойно относится к ответственности". Позицию представителя компании "СИБУР Холдинг" члены комитета отказались выслушать. При этом Плигин заметил: "Понимаю, что часть бизнеса может быть не очень довольна, но должна же быть государственная политика".

Поправками в Кодекс об административных правонарушений вводится ряд новых статей: "Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий", "Недобросовестная конкуренция" и "Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке".

Административной ответственности подлежит заключение компанией ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или осуществление им ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий. Лицо, добровольно заявившее в федеральный орган о заключении им такого соглашения или об осуществлении указанных согласованных действий, отказавшееся от участия в них и предоставившее информацию, подтверждающую факт заключения соглашения, освобождается от ответственности, которая предусматривает штраф на должностных лиц от 17 тыс. до 20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет, штраф на юридических лиц - от 0,01 до 0,15 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено преступление. Если бы такая статья была в действующем КоАП, она бы позволила привлечь к ответственности три крупнейшие сотовые компании, которые летом прошлого года установили друг для друга тарифы взаиморасчетов ниже, чем для всех остальных операторов сотовой связи.

За злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке ответственность будет назначаться в виде штрафа на должностных лиц от 15 тыс. до 20 тыс. руб. и на организации от 0,01 до 0,15 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более 1/50 размера суммы выручки за календарный год, предшествующий году, в котором было совершено правонарушение, либо за предшествующую дате выявления правонарушения часть календарного срока, в котором было выявлено правонарушение, если деятельность правонарушителя не велась в предшествующем году.

Административному наказанию подлежит недобросовестная конкуренция, выразившаяся в ведении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг. Штрафы на должностных лиц составят от 12 тыс. до 20 тыс. руб. с возможностью дисквалификации на срок до 3 лет, на юридических лиц - от 0,01 до 0,15 размера суммы выручки организации от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 тыс. руб.

Законопроект также устанавливает, что за невыполнение в срок предписаний ФАС о прекращении действий, предусмотренных новыми статьями, последуют новые штрафы, максимальные из которых назначаются для юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. руб.