Азербайджан, в принципе, готов официально обратиться в Брюссель с просьбой по поводу членства в НАТО, однако официальный Баку не торопится действовать в данном направлении, чему имеются серьезные причины. Об этом сообщает азербайджанская газета "Зеркало", ссылаясь на информированные дипломатические источники.

В случае положительного решения на официальное обращение, Баку перейдет на Интенсивный диалог с НАТО - а это от 3 до 5 лет. В этой связи источник указывает, что проблема заключается в том, что на этапе Интенсивного диалога НАТО не предоставляет кандидатам в члены Альянса гарантий безопасности. "И на самом деле, данный фактор создает для Азербайджана серьезные проблемы. Ведь Азербайджан с трех сторон окружен, мягко говоря, недружественными государствами - Россией, Арменией и Ираном", - отметил источник, добавив, что "поэтому, почти со стопроцентной уверенностью можно заявить, что в случае официального обращения в Брюссель по поводу членства в НАТО, Россия и Иран приведут в действие дополнительные механизмы воздействия на Азербайджан". "Достаточно вспомнить, как в конце прошлого года Россия попыталась "наказать" Грузию, которая перешла на стадию Интенсивного диалога с НАТО. Притом, надо помнить, что, в отличие от Азербайджана, Грузия имеет общие границы всего лишь с одной недружественной страной - Россией. А Турция и Азербайджан являются стратегическими союзниками Грузии", - говорится в статье.

"Что касается Армении, она просто не может в открытую участвовать в антигрузинских играх, так как, если не считать Иран, Грузия является единственной дорогой жизни, связывающей эту страну с остальным миром, в том числе с Россией. В отношении Азербайджана ситуация резко отличается. Россия имеет возможность попытаться не только самостоятельно "наказать" Азербайджан, но и вовлечь в эти игры и Армению. Кроме того, официальное обращение в Брюссель с просьбой по поводу членства в НАТО, станет для тегеранского режима сильным раздражителем и поводом для откровенных антиазербайджанских акций. Да и без этого в последнее время Иран возвращается к практике нарушения воздушного пространства Азербайджана", - отмечает источник. В подобных случаях проблема предоставления гарантий стране-кандидату в члены НАТО решается посредством двусторонних соглашений о военно-политическом сотрудничестве с государствами-членами Альянса, как правило, с США. "Однако, в случае с Азербайджаном возможности США ограничены. И дело даже не в Конституции Азербайджана, запрещающей размещение на территории страны иностранных военных баз. Можно найти правовые уловки, чтобы обойти этот запрет, как было в случае с Габалинской РЛС. Вся проблема в существовании 907-й поправки к Акту о поддержке свободы, которая не позволяет нарушить паритет в оказании военной помощи Армении и Азербайджану. На сегодняшний день США имеют возможность оказывать военную помощь Азербайджану больше опосредованно, то есть в рамках различных натовских программ. Однако, этого недостаточно, особенно в случае возникновения кризисных ситуаций", - отметил источник, добавив, что в данный момент рассматриваются различные варианты решения указанной проблемы.

Во-первых, Вашингтон не теряют надежды на урегулирования нагорно-карабахского конфликта в первой половине 2007 г. - "в этом случае у Белого дома руки будут полностью развязаны", однако "урегулирование конфликта в ближайшее время вряд ли представляется возможным", отмечает источник. Во-вторых, могут быть подписаны соглашения, например, позволяющие временное размещение "ограниченного контингента иностранных войск", прежде всего американских, в Азербайджане в случае "возникновения угрозы для трубопроводов и месторождений". Однако и этот вариант не считается стопроцентно надежным. В-третьих, функции гаранта безопасности обеспечения Азербайджана с согласия Вашингтона может взять на себя другая страна-член НАТО - Турция. В этой связи источник отметил, что в данном направлении ведутся активные переговоры, "готовится пакет соглашений о военно-политическом сотрудничестве между Азербайджаноми и Турцией - с одной стороны, Турцией и Грузией - с другой стороны", и "именно с подготовкой этих соглашений связан обмен высокопоставленными военными делегациями между Баку и Анкарой в последнее время". Однако, по мнению источника, и этот вариант имеет свои негативные стороны. "Первое: во всех западных странах, где имеется сильное армянское лобби, прежде всего, в США и во Франции, начнется оголтелая антиазербайджанская и антитурецкая шумиха, на которую правительствам этих стран в той или иной форме придется отреагировать. Но и это не самое страшное... Второе: усиление военного присутствия Турции в Азербайджане, под любым соусом и независимо от используемого для этого предлога, безусловно, вызовет сильное раздражение как в Москве, так и Тегеране. То есть, произойдет обострение не только турецко-российских, но и турецко-иранских отношений. А это не очень-то отвечает интересам Турции, которая зависит от поставок энергоресурсов из этих стран. И, наконец, третье: не все западные страны заинтересованы в усилении турецкого присутствия в регионе Южного Кавказа", - считает источник в дипломатических кругах.

Вместе с тем он отметил, что в Брюсселе раздражены не только задержкой официального обращения со стороны Баку, но и тем, что Азербайджан, в отличие от Армении, не то что до конца, даже наполовину не выполняет взятые на себя обязательства в рамках Программы индивидуального партнерства с НАТО. "Однако в последнее время, как говорится, кажется, лед тронулся", - отметил источник.