Сенаторы снова дали повод Госдуме сказать, что Совет Федерации "что-то стал часто отклонять законы, принятые парламентским большинством". 2 марта Совфед отказался поддержать депутатские поправки в закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", высказавшись за создание согласительной комиссии. Как сообщает ИА REGNUM, "за" проголосовали 75 парламентариев, против были 13, еще 25 воздержались. Не удалось провести закон и после предложения председателя комитета по обороне Виктора Озерова переголосовать решение палаты: лишь 57 согласились на это.

На законопроект было подготовлено 8 заключений различных комитетов, только одно из них - комитета по бюджету и налогам - было отрицательным. В комитете посчитали избыточным отказ от возможности включения в конкурсную документацию и в документацию об аукционе требований к участнику размещения заказа (в том числе квалификацию), а также требований к его деловой репутации, наличию производственных мощностей, оборудования, трудовых и финансовых ресурсах. Недопустимым, по мнению членов комитета, является исключение из базового закона права заказчика запросить у соответствующих органов и организаций сведения о наличии задолженности участников торгов по начисленным налогам и иным обязательным платежам за прошедший календарный год. В то же время отмечается, что необходима новая редакция этого положения с учетом требований Налогового кодекса о соблюдении налоговой тайны.

При обсуждении законопроекта сенатор Николай Рыжков заявил, что он "представляет огромное поле для коррупции". По его словам, последние годы государственные закупки составляют порядка 800 млрд руб., из них 370 млрд руб. - федеральные. "Поэтому мы должны законами ставить преграды на пути коррупции", - подчеркнул он. Исключение требований о квалификации и ряда других участников торгов, считает он, приведет к тому, что государственными деньгами будет "наживаться колоссальное количество посредников".

Один из авторов законопроекта, глава комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум назвал "необоснованным" решение сенаторов отклонить поправки. "Закон направлен на совершенствование процедур размещения заказа, и затягивание сроков его принятия не позволит уже сегодня реализовать ряд инноваций", - сказал он.

Не согласился он и с тем, что законодательная инициатива "не совпадает" с Налоговым кодеком. "Закон как раз и приводит нормы закона "О размещение заказов..." в соответствие с Налоговым кодексом. Он исключил право госзаказчиков запрашивать сведения о налоговой задолженности у соответствующих органов, так как такие сведения составляют налоговую тайну. Важным является не финансовое состояние участника размещения заказа, а гарантированное исполнение госконтрактов. И в этой части законом предусмотрен целый ряд мер, которые не позволят недобросовестному поставщику участвовать в конкурсе и заключать государственные контракты. Так, заказчик может установить требование внести денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в торгах (до 5 % от цены контракта) и требование об обеспечении исполнения контракта (до 30 % от цены контракта). Способом обеспечения исполнения контракта может быть банковская гарантия, страхование ответственности по договору или внесение денежных средств в залог", - объяснил Шаккум.

Стоит сказать, что практика применения закона о госзакупках выявила немало проблем, на которые обращают внимание не только депутаты Госдумы, но и региональные парламентарии. Ими направляются в нижнюю палату российского парламента множество собственных поправок к закону, однако ни один из них в последнее время поддержан не был. Одна из проблем - реализация закона в регионах, где осуществляется северный завоз. Так, якутские депутаты предлагали предоставить решать вопрос размещения заказов для нужд муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, централизованно, уполномоченным органом госвласти Якутии, который бы заключал единый контракт на поставку продукции как для государственных, так и для муниципальных нужд. В субъекте утверждали, что это облегчит отслеживание исполнения такого контракта и ускорит доставку продукции до конечного получателя. Однако, комитет по промышленности рекомендовал Госдуме законопроект не принимать.

Добавим, что отклоненный законопроект, в частности, предполагает возможность учета квалификации при отборе подрядчика для выполнения строительных, аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия, для оказания медицинских, аудиторских услуг, услуг по оценочной деятельности.

Наряду с правом заказчика при исполнении контракта изменять объем работ, услуг не более чем на 10%, предоставляется право изменять количество товаров в пределах 10%.

Увеличивается сумма размещения заказа путем проведения электронного аукциона с 500 тыс. до 1 млн руб., и путем запроса котировок - с 250 тыс. до 500 тыс. руб.

Предоставляется возможность размещать заказ у субъектов малого предпринимательства не только путем проведения торгов, но и запроса котировок. Максимальные цены контрактов на поставку товаров и выполнение работ, а также оказание услуг при размещении заказа у субъекта малого предпринимательства не должны превышать 3 млн и 2 млн руб. соответственно.

Уточняется норма, связанная с размещением заказа у единственного поставщика на поставку российского вооружения и военной техники. Эти нормы позволят своевременно реализовать задания по государственному оборонному заказу на серийно поставляемое вооружение. При этом порядок формирования цены на такую продукцию должен быть определен правительством. Основанием для отказа в заключении государственного или муниципального контракта может быть нахождение имущества участника размещения заказа под арестом.

Заказчики обязаны размещать у субъектов малого предпринимательство заказ на поставку товаров, работ, услуг по перечню, установленному правительством. В противном случае могут быть созданы неравные условия для иных участников, которые просто не будут допускаться к торгам.