16 февраля в Угличе (Ярославская область) состоялись общественные слушания комиссии Общественной палаты России по вопросам регионального развития и местного самоуправления на тему "Практика реформы местного самоуправления: проблемы переходного периода". Слушания посвящены практике реформы местного самоуправления - фундамента гражданского общества. Основным вопросом стала тема противоречий правового регулирования 131-ФЗ в практике реализации реформы местного самоуправления в переходный период. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил пресс-секретарь главы Угличского муниципального района.

Председатель комитета Вячеслав Глазычев заявил, что на сегодняшний день мы наблюдаем в России "огромное разнообразие применения базового Закона №131", и выявление этого многообразия - одна из функций комитета. "Эту карту страны надо нарисовать", - подчеркнул он.

Карта страны как раз и была представлена в выступлении главы Угличского муниципального округа Элеоноры Шереметьевой. "Ознакомившись с мониторингом Минрегиона о реализации закона и проведя свой опрос по телефону с мэрами и руководителями департаментов регионов по местному самоуправлению, - сообщила она, - я убедилась, что в сегодняшней ситуации столько дестабилизирующих факторов, что нет ничего удивительного в том, что для удержания равновесия во многих субъектах региональные власти склоняются к значительному усилению районного уровня. Основание - традиционно сложившееся территориальное устройство Российского государства, опытные кадры и необходимость комплексного социально-экономического развития территории. Из мониторинга муниципальных образований страны также следует, что главный вопрос реформы - разграничение имущества и земли - на сегодня полностью не решен ни в одном регионе России. Имущество передается по договорам безвозмездного пользования, что исключает само понятие разграничения. По закону, имущество должно быть передано в собственность, но для этого должна быть проведена его госрегистрация. Угличу, например. На это нужно 40 млн.рублей".

По словам Шереметьевой, ситуацию осложняют противоречия между главами районов и поселений, которые повсеместно присутствуют по стране. "Глава района и глава поселения - это "два медведя в одной берлоге", перетягивающие друг у друга сферу деятельности", - сказала она. Для избежания этого Шереметьева предложила "оставить на уровне районов выборы главы муниципального образования прямым голосованием, перейти к выборам главы на уровне поселения из представительного органа власти или работать там по контракту с сити-менеджером". "Почему-то в наших условиях название "сити-менеджер" априори подразумеват отмену выборов, - заметила она, - но выборы остаются, граждане не ущемляются в своих правах, потому что они выбирают представительный орган местного самоуправления, который в этой конструкции, что немаловажно, становится "главнее" местной администрации. Эта схема с успехом работает во многих странах мира. В Великобритании прямым голосованием выбираются мэры крупных городов, и то - только в последнее время. В большинстве муниципалитетов принята схема сити-менеджера. По этой модели работает большинство скандинавских стран. В США по этому пути пошли около трети муниципальных образований. То есть эта практика не пугает страны с многовековой историей гражданского общества и местного самоуправления". При такой схеме жители не могут стать заложниками межличностных особенностей глав муниципальных образований.

Глава городского поселения Углич Владимир Орфаницкий в своем выступлении неожиданно предложил "посадить районы на сметы, глав районов назначать, районам исполнять только государственные полномочия, а все остальное передать на уровень поселений". И попросил поддержки в этом у комитета Общественной палаты. Глазычев заметил, что "одно дело - поддерживать, а другое - закон об Общественной палате, который делает ее только консультативным органом".

Председатель общественной организации "Опора России" Сергей Борисов подчеркнул в данном вопросе, что "районы выступают координаторами этого процесса, поскольку вновь образованные поселения не могут начать работать с нуля".

Характеризуя ситуацию с реализацией местного самоуправления в Ярославской области, представитель отсутствовавшего на заседании губернатора Максим Гейко отметил, что "поэтапно в течение 2007 года в области завершится передача полномочий на уровень поселений". Что касается Углича, то в 2006 году Угличский муниципальный район передал поселениям все полномочия, прописанные в законе №131 и законах Ярославской области.