ИА REGNUM: В политических кругах Армении превалирует мнение о том, что предстоящие парламентские выборы являются более всего предпрезидентскими выборами. Действительно ли эти выборы предрешат судьбу кандидатуры следующего президента Армении?

Что армянская политическая элита действительно настроена на парламентские выборы именно через призму предстоящих в 2008 году президентских выборов, сомнений быть не может. Но утверждение о том, что результаты парламентских выборов могут стать стратегическим обстоятельством, предрешающим итоги президентских выборов, - это слишком упрощенное убеждение. На мой взгляд, парламентские выборы не могут оказать никакого влияния на проблему выявления кандидатуры следующего президента. Если конечно, эти выборы пройдут без эксцессов и не приведут к неуправляемым процессам в масштабах всей страны.

Уже явно проявившие себя тенденции в процессе формирования расклада сил накануне выборов свидетельствуют о том, что ни одна из провластных партий не может рассчитывать на получение квалифицированного большинства мест в будущем парламенте. А это означает, что первенство в период подготовки к президентским выборам останется в руках действующего президента Армении. И вопрос формирования руководства парламента, и вопрос формирования правительства не может быть решен усилиями какой-то одной политической силы, если даже такая сила возьмет относительное большинство мандатов. Следовательно, мнение президента Кочаряна должно стать превалирующим при решении этих вопросов.

Здесь же, решающее значение обретут личные политические планы действующего президента. В зависимости от того, что планирует Роберт Кочарян, определиться и кадровый облик высшей власти в Армении. Это касается и дальнейших решений по провластному кандидату на пост президента Армении. Думаю, некоторая нервозность претендующих на депутатские мандаты лиц и некоторые явно проявившие себя "странные" тенденции в формировании предвыборных партийных списков, говорят о том, что властная элита не совсем хорошо представляет себе намерения президента Кочаряна.

ИА REGNUM: О каких странностях вы говорите? И неужели столь непонятны планы, касающиеся судьбы президента Роберта Кочаряна после президентских выборов?

Может показаться слишком нескромным, но, думаю, даже самому действующему президенту не до конца ясна его собственная политическая судьба. В Армении впервые создалась ситуация, когда действующий президент должен смениться согласно требованиям закона. Политическая система Армении очень своеобразна и любые ее трансформации приводят к серьезным изменениям баланса сил. После общегосударственных выборов 2003 года авторитаризм в классическом понимании в Армении исчерпался, и с того времени, власть осуществляется на договорной основе. Посмотрите, как часто начались употребляться понятия "политическое соглашение" и "правила игры". Представьте тогда, что может означать выход президента из такой системы. Поэтому и думают все очень углубленно. Еще не забылось, какие цепные реакции пошли после того, как властную элиту покинула всего лишь одна из коалиционных партий "Оринац Еркир". Тогда тоже многим казалось, что ничего не изменилось - а сейчас эти радикальные изменения заметны всем воочию.

Вот здесь и проявили себя основы тех странностей, о которых говорилось выше. В короткий срок в статусе незваного гостя в лагере провластных политических сил заявилась партия "Процветающая Армения", запутав традиционные планы всего корпуса чиновников и бизнесменов-депутатов. Кто до этого видел в Армении, чтобы провластная политическая сила закрыла свой предвыброный список для указанного контингента деятелей? Никто не видел, поэтому общественность страны сразу же стала свидетелем второй волны трансформации властного лагеря - скоропалительного формирования летом прошлого года союза Республиканской партии (РПА) и министра обороны Армении. Именно это объединение стало прибежищем обеспокоенного корпуса бизнесменов и чиновников.

Но странности этим не закончились. Уже поближе к сроку выборов и руководство Республиканской партии начало заявлять, что число бизнесменов в предвыборном списке этой партии будет минимальным. Создается ощущение, что бизнесмены-депутаты стали колючкой в глазах высших должностных лиц Армении. Полгода назад министр обороны Серж Саркисян гордился тем фактом, что вместе с ним в РПА войдут и крупные бизнесмены, усматривая в этом явлении главную силу. Сейчас же все поняли, что бизнесмены в армянском понимании являются не только силой, но и причиной возникающих угроз политическим планам ведущих игроков.

А все началось с того, что развал коалиции изменил существующее положение дел в политической системе Армении. С одной стороны, потеря устойчивого большинства голосов партиями коалиции резко усилила позиции президента Кочаряна во властном лагере. С другой - возникла серьезная угроза внутривластного переворота в случае появления полного несогласия чиновничье-бизнес корпуса с политическими планами президента Кочаряна. Вот эту угрозу опережающими усилиями и устранил соратник президента предприниматель Гагик Царукян, развернув свою "странную" партию.

Реакция РПА оказалась слишком запоздалой и лишенной какой-либо рациональности. Не думаю, что слишком перспективные цели подвинули президента Кочаряна к поддержке планов создания партии "Процветающая Армения". Все выглядит вполне прозаично - нарушенный баланс потребовал неминуемой реакции. Решалась главная задача: обеспечить абсолютное первенство президента во внутриполитических процессах. Вопрос дальнейшей личной судьбы всегда можно решить, если продолжаешь "командовать парадом".

В нынешней же ситуации всем приходится действовать уже с учетом сложившихся внутриполитических реалий. РПА пытается копировать нечто из практики "Процветающей Армении", явно не расставаясь с надеждой овладеть большинством мест в будущем парламенте. Образ "всесильной партии" отодвинут в сторону, и в обиход снова введена практика договоренностей. Лавры внутривластного переворота лидеров 1998 года в Армении оказались непригодными в новых условиях.

ИА REGNUM: Закачиваются ли проблемы предстоящих выборов планами и действиями указанных вами политических субъектов. А как же бизнесмены? Не заметно, чтобы представители финансовой элиты смирились с тем, что их желают оставить на произвол судьбы?

А они союзниками и остались. Только роли поменялись. Бизнесменов поневоле (или, по расчету) загнали в мажоритарные округа. Здесь и должны будут отечественные олигархи договориться сами с собой и с политическими лидерами. Мест-то всего 41: для бизнесменов маловато, а для властей слишком опасно оставлять мажоритарные голоса на произвол судьбы. Так что, открылся новый фронт для разноуровневых договоренностей и сделок. Но и этим все не заканчивается...

Если лидеры оппозиционных партий Армении достигнут согласия о совместной работе в мажоритарных округах, предвыборная кампания в Армении на этот раз может вылиться в совершенно новое явление. Несомненно, возможная "дуэль" оппозиционных лидеров в 41-ом округах с теми, кого в Армении называют "криминалом", сразу может изменить психологическую атмосферу в обществе целом. Тогда еще одним серьезным субъектом станет доселе пассивный резко протестный электорат. Сложно предсказать, как может закончиться такая кампания. Несомненно, роль оппозиционных партий резко усилится в общем контексте выборов.

ИА REGNUM: Но в оппозиционной среде никак не заметно качественных сдвигов в сторону объединения усилий. Уже лидер ушедшей в оппозицию и, несомненно, одной из ведущих сил "Оринац Еркир" Артур Багдасарян заявил, что его партия пойдет на выборы в одиночку. Кстати, не означает ли это, что уход партии "Оринац Еркир" в оппозицию является всего лишь частью сценария властей?

В вопросе совместного участия в мажоритарных округах оптимизм оппозиционных лидеров, несомненно, нарастает. Приведет ли это к консолидированным усилиям более высокого уровня, покажет уже ближайшее время. Что касается партии "Оринац Еркир", то ее позиция и действия, действительно могут иметь значительное влияние на ход выборов.

Что заставило руководство этой партии уже сейчас принять решение о формировании отдельного предвыборного списка, трудно сказать. Судя по заявлениям ее лидера, такая тактика принята исходя из оценок, что против объединенной оппозиции властям легче бороться. При этом, Артур Багдасарян обосновывает свой подход тем обстоятельством, что власти тоже не идут на выборы единым блоком.

Означает ли это возможность наличия каких-то договоренностей с президентом Армении, маловероятно. Другое дело, что само положение в лагере власти может привести тех или иных оппозиционных лидеров к тактике, учитывающей неожиданные повороты событий. Ведь ясно одно, что фактор "Процветающей Армении" имеет свое воздействие и на взаимоотношения по линии власть-оппозиция. Этот фактор, несомненно, сдерживает не только внутривластный переворот, но и возможность революции в период выборов.

Обеспечение успеха на выборах требует от всех более сложных подходов. Большое значение обретает то объективное обстоятельство, что во внутриполитической ситуации зародились разноплоскостные интересы, и здесь уже не поймешь, чьи действия кому больше выгодны. Плоскость противостояния власть-оппозиция размылась до такой степени, что на один и тот же контингент электората может претендовать и провластная партия, и радикально оппозиционная. В такой сложной игре каждая партия поневоле желает быть самостоятельным игроком.

Кстати, ситуация в Армении столь нова, что трудно предположить, что уже в момент развала Коалиции весной прошлого года кто-то мог все так четко вычислить и послать одну из партий в оппозицию с далеко имеющимися намерениями. Никто в Армении не может иметь гарантий для проведения игр с многоходовыми комбинациями. Уже сам складывающийся сегодня характер внутриполитического поля может принести сюрпризы многим.

Не надо забывать и то важное обстоятельство, что на ситуацию в Армении значительное влияние имеют и внешние факторы. От Армении не в шутку и в ультимативной форме требуют свободных и чистых выборов многие западные инстанции. Заметно, что все субъекты во власти уже сейчас в своих решениях исходят из этого обстоятельства. Всем ясно, что игнорировать многие поставленные условия будет сложно.

Никто не желает портить себе имидж будущего кандидата в президенты или перспективу безоблачной судьбы. Здесь и тактика расталкивания кулаками своих близких может проявить себя с большей очевидностью. Может быть, армянский бизнес-корпус и попал в сложную ситуацию из-за подобных проблем. А что оппозиция получает дополнительные шансы из-за тех же внешнеполитических условий - говорить излишне.

Манвел Саркисян - эксперт аналитического Центра "Кавказ"