Эксперт о договоре о разграничении полномочий между РФ и Татарстаном: "Политика выстраивания единой вертикали власти не состоялась и не удалась"

Москва, 12 Февраля 2007, 15:08 — REGNUM  9 февраля Государственная дума РФ 306 голосами утвердила законом договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан. Это событие прокомментировал ИА REGNUM старший научный сотрудник института социологии РАН Александр Прудник.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете смысл и значение договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан?

Заключение подобного договора с одним из субъектов РФ, который на самом деле ставится в иные отношения с федеральным центром, а значит, с государством в целом, по сравнению с другими, не национальными, а русскими регионами, носит ярко выраженный отрицательный характер. Дело в том, что при заключении такого договора автоматически подразумевается, что национальные образования будут обладать какими-то особыми правами, и это, в первую очередь, относится к тем регионам, которые формально носят характер республик, и которые возглавляются президентами. Но дело в том, что, по Конституции РФ, у нас все регионы являются абсолютно равноправными - у нас разделение на регионы носит административный характер, - и попытка придать форму особой государственности некоторым регионам России является в корне неверной и вредной практикой. Мало того, тогда оказывается, что часть народа, населяющего РФ, будет иметь большие права, чем основная часть населения, в первую очередь - русское население, поскольку ни один состоящий из русского населения регион РФ никакими такими особыми правами в отношении с государством не обладает. Эта практика показывает, что политика выстраивания единой вертикальной власти не состоялась и не удалась, эта практика показывает, что так называемая "полная подконтрольность региональной элиты" президенту РФ является фикцией. На самом деле, президент с легкостью мог менять руководителей обычных регионов, но оказался неспособным сменить руководителей в национальных регионах, например, Минтимер Шаймиев как был, так и остался. На самом деле его ресурс настолько велик, что "Центр" даже не рискнул с ним состязаться в своих возможностях.

ИА REGNUM: Будет ли, по-вашему, повторяться подобный сценарий в других регионах России, например, в Башкирии?

Да, будет! В первую очередь это касается тех национальных регионов, объявивших себя республиками и возглавляемых президентами, которые обладают собственными ресурсами - источниками высоких доходов. Они заинтересованы в том, чтобы подавляющую часть доходов не передавать в федеральный бюджет, а оставлять себе. То есть Татарстан, например, полностью оставляет для себя то, что зарабатывает на нефти. В той же самой ситуации, в том числе, находится и Башкирия. А вот те регионы, в основном, северокавказские, которые являются формально дотационными, будут заинтересованы в том, чтобы получать дотации от других регионов, используя федеральный центр. Они как раз не будут настаивать на таком жестком разграничении полномочий, поскольку в этом случае они потеряют возможность беспрепятственно получать дотации из центрального бюджета.

ИА REGNUM: Действительно ли будет работать положение этого договора, предусматривающее знание чиновниками двух языков?

Дело в том, что эта установка носит ярко выраженный этнократический характер. Цель ее только одна - ограничить конкурентные возможности чиновников по национальному признаку с тем, чтобы не дать возможности чиновникам, владеющим только русским языком, конкурировать с местной чиновничьей элитой. Эта ситуация абсурдна, во всей полноте это положение не будет реализовано ни в коем случае, но это будет использоваться всегда как инструмент в конкурентной борьбе, и исключительно для того, чтобы кого-либо, скажем так, более квалифицированного, но не принадлежащего к титульной нации данной республики, не допустить к определенной чиновничьей должности. Я думаю, что нынешняя чиновничья логика и логика государственного управления таковы, что эта система работать не будет.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
17.01.17
Выход в паритет евро и доллара может оказаться блефом?
NB!
17.01.17
Тупики и лабиринты ОБСЕ: что предлагает Австрия по Карабаху
NB!
17.01.17
Стоимость севастопольского участка трассы «Таврида» вырастет втрое
NB!
17.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 17 января
NB!
17.01.17
Захарченко: Донецкая и Луганская республики – уже федерация
NB!
17.01.17
«Решение ЕСЧП является уничижительным по отношению к детям»
NB!
17.01.17
В аэропорту Калининграда вновь коллапс
NB!
17.01.17
Премьер Литвы признал: недовольство БелАЭС — вопрос политический
NB!
17.01.17
Генсек Совета Европы обеспокоен декриминализацией «шлепков» в России
NB!
17.01.17
Захарченко: «В победу Украины уже Украина не верит»
NB!
17.01.17
Прокуратура проверяет покупку «Почтой России» двух самолетов
NB!
17.01.17
Паритет доллара и евро в 2017 году не отменяется?
NB!
17.01.17
«Дональд Трамп – это новый Рональд Рейган?» — The American Conservative
NB!
17.01.17
Внук Назарбаева публично назвал имена казахстанских «врагов народа»
NB!
17.01.17
Песков о заявлении советника Трампа: «Русские предпочитают деликатесы»
NB!
17.01.17
Американский F-22 уступает российскому Су-35 — War is Boring
NB!
17.01.17
Лавров рассказал о шпионаже и любви к регионам сотрудников посольства США
NB!
17.01.17
Бывший замдиректора ЦРУ предложил Путину «подарить» Трампу Сноудена
NB!
17.01.17
«Принцип Маннергейма»: на Урале чествуют пособника власовцев
NB!
17.01.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 17 января
NB!
17.01.17
Бразилия: Страну спасет «настоящий полковник»?
NB!
17.01.17
«США теряют преимущество в военной технике»