9 февраля Государственная дума РФ 306 голосами утвердила законом договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан. Это событие прокомментировал ИА REGNUM старший научный сотрудник института социологии РАН Александр Прудник.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете смысл и значение договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан?

Заключение подобного договора с одним из субъектов РФ, который на самом деле ставится в иные отношения с федеральным центром, а значит, с государством в целом, по сравнению с другими, не национальными, а русскими регионами, носит ярко выраженный отрицательный характер. Дело в том, что при заключении такого договора автоматически подразумевается, что национальные образования будут обладать какими-то особыми правами, и это, в первую очередь, относится к тем регионам, которые формально носят характер республик, и которые возглавляются президентами. Но дело в том, что, по Конституции РФ, у нас все регионы являются абсолютно равноправными - у нас разделение на регионы носит административный характер, - и попытка придать форму особой государственности некоторым регионам России является в корне неверной и вредной практикой. Мало того, тогда оказывается, что часть народа, населяющего РФ, будет иметь большие права, чем основная часть населения, в первую очередь - русское население, поскольку ни один состоящий из русского населения регион РФ никакими такими особыми правами в отношении с государством не обладает. Эта практика показывает, что политика выстраивания единой вертикальной власти не состоялась и не удалась, эта практика показывает, что так называемая "полная подконтрольность региональной элиты" президенту РФ является фикцией. На самом деле, президент с легкостью мог менять руководителей обычных регионов, но оказался неспособным сменить руководителей в национальных регионах, например, Минтимер Шаймиев как был, так и остался. На самом деле его ресурс настолько велик, что "Центр" даже не рискнул с ним состязаться в своих возможностях.

ИА REGNUM: Будет ли, по-вашему, повторяться подобный сценарий в других регионах России, например, в Башкирии?

Да, будет! В первую очередь это касается тех национальных регионов, объявивших себя республиками и возглавляемых президентами, которые обладают собственными ресурсами - источниками высоких доходов. Они заинтересованы в том, чтобы подавляющую часть доходов не передавать в федеральный бюджет, а оставлять себе. То есть Татарстан, например, полностью оставляет для себя то, что зарабатывает на нефти. В той же самой ситуации, в том числе, находится и Башкирия. А вот те регионы, в основном, северокавказские, которые являются формально дотационными, будут заинтересованы в том, чтобы получать дотации от других регионов, используя федеральный центр. Они как раз не будут настаивать на таком жестком разграничении полномочий, поскольку в этом случае они потеряют возможность беспрепятственно получать дотации из центрального бюджета.

ИА REGNUM: Действительно ли будет работать положение этого договора, предусматривающее знание чиновниками двух языков?

Дело в том, что эта установка носит ярко выраженный этнократический характер. Цель ее только одна - ограничить конкурентные возможности чиновников по национальному признаку с тем, чтобы не дать возможности чиновникам, владеющим только русским языком, конкурировать с местной чиновничьей элитой. Эта ситуация абсурдна, во всей полноте это положение не будет реализовано ни в коем случае, но это будет использоваться всегда как инструмент в конкурентной борьбе, и исключительно для того, чтобы кого-либо, скажем так, более квалифицированного, но не принадлежащего к титульной нации данной республики, не допустить к определенной чиновничьей должности. Я думаю, что нынешняя чиновничья логика и логика государственного управления таковы, что эта система работать не будет.