Михаил Демурин: "Соглашением о захоронениях с Эстонией мы имеющихся проблем не решим, а лишь создадим себе новые"
Санкт-Петербург, 9 февраля, 2007, 16:30 — ИА Регнум.
"Инициаторы этого обращения в
Начатая работа, однако, показала, что наши прибалтийские соседи намерены и эти соглашения использовать в целях реабилитации местных пособников фашистов и легионеров Ваффен СС. Поэтому, если уж заводить разговор о подобном соглашении, то надо внести ясность, о каких захоронениях идет речь и как мы их делим: по этническому принципу или по принципу государственной принадлежности. Другими словами, если Таллин хочет внести свою лепту в дань памяти эстонцев, которые воевали в рядах Антигитлеровской коалиции в Эстонском корпусе
Если же мы ведем речь о тех эстонцах-гражданах СССР, которые были подвергнуты репрессиям, то Россия как государство-продолжатель СССР и так делает то, что должно, для увековечивания их памяти. Если речь идет об эстонцах, которые служили в эсэсовских частях Третьего рейха, тогда они подпадают под соответствующее соглашение с Германией (если мы действительно собираемся восстанавливать могилы эсэсовцев и карателей). Для нас все они граждане СССР, просто одни - герои борьбы с нацизмом, другие - жертвы политических репрессий, а третьи - предатели, пособники нацистов.
Не вызывает сомнений, что обострение ситуации вокруг памятников советским солдатам в Эстонии преследует своей целью продвижение концепции "советской оккупации", которая, в свою очередь, базируется на идее континуитета современных прибалтийских государств - непосредственно от довоенных республик. Под это лекало эстонская сторона будет подгонять и проект договора о воинских захоронениях. И инициатива о переносе останков солдат Советской Армии в Россию эстонских национал-радикалов очень устраивает. Для них все, кто воевал на стороне СССР, "оккупанты", в том числе и их соотечественники-эстонцы. Странно, однако, что некоторые в России не понимают, что переносить прах солдат с мест упокоения - это значит идти против исторической памяти. Ну хорошо, русских мы перенесем, а кто защитит эстонцев? Или их тоже - в Россию?
Насколько все перечисленное понимают, кто инициируют скорейшее подписание договора о захоронениях или перенос останков солдат в Россию, большой вопрос. Наивно думать, что с помощью таких "инициатив" можно "погасить" намерение официального Таллина уже в феврале-марте снести памятник советским воинам в эстонской столице и эксгумировать могилы наших солдат. Другими словами, имеющихся проблем мы такими шагами не решим, а новые себе - обеспечим. Предотвратить надругательство эстонских властей над историей и народной памятью можно только одним образом: серьезно ударив по кошельку и международному престижу".