В распоряжении ИА REGNUM имеется доклад руководителя отдела Центральной и Юго-Восточной Европы Министерства торговли США Джонатана Кимболла, "Экономика постсоветских стран: сопротивление переменам приводит к более медленному развитию", обнародованный 22 января 2007 года. Ниже приводим текст данного документа.

Спустя 17 лет после падения Берлинской стены в странах Центральной и Восточной Европы, а также в балтийских государствах, которые входили в состав бывшего Советского Союза, прочно укоренились либеральные рыночные демократии. Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чешская Республика и Эстония ныне - члены Европейского союза, а 1 января 2007 года в него также вступили Болгария и Румыния. Членство в Евросоюзе воспринимается как знак международного признания монументальных преобразований в этом регионе. В то же время либерализация торговли - одно из важнейших условий присоединения к Евросоюзу - в долгосрочной перспективе будет оказывать еще большее воздействие на благосостояние населения региона.

Белоруссия, Молдавия и Украина, с географической точки зрения самые западные из не входящих в Евросоюз республик бывшего Советского Союза, не взяли на вооружение политику либерализации торговли и не стали проводить ее так же активно, как и их западные соседи, и пришли к более скромным результатам. Несмотря на рост их экономик за последние 15 лет, они, в отличие от их западных соседей, не извлекли выгоды из притока капитала и иностранных инвестиций. Отчасти это можно объяснить различными историческими обстоятельствами, отсутствием политической приверженности реформам и - быть может, в первую очередь, - отсутствием сильного внешнего стимула к либерализации торговли - такого, как перспектива вступления в Евросоюз. Больше всего им недостает твердого желания ликвидировать нетарифные барьеры, которые значительно сдерживают рост торговли и иностранных инвестиций. Эти нетарифные барьеры действуют как протекционистская стена, которая защищает местные компании с нужными знаниями и связями и тем самым способствует увеличению их доли на рынке.

Только после того, как те же Румыния и Болгария начали уделять серьезное внимание таким нетарифным барьерам, как слабая защита прав интеллектуальной собственности, раздутый бюрократический аппарат, замедляющий работу компании с государственными учреждениями, непрозрачные системы закупок и широко распространенная коррупция, их экономики изменились к лучшему, рынки заполнили иностранные инвесторы, а темпы экономического роста, которому помогает экспорт, резко возросли. Страны Центральной и Восточной Европы показали наглядный пример Молдавии, Украине и Белоруссии. Экономики Центральной и Восточной Европы выросли именно потому, что они открылись навстречу иностранной конкуренции, уменьшилось влияние государства на экономику и были проведены масштабные структурные реформы. Вот лишь некоторые из важнейших реформ, которые были осуществлены в регионе:

- Снижение тарифов. Снижение тарифов было важным средством повышения конкуренции на рынке. Более качественные и менее дорогостоящие товары вынуждают неэффективные компании уходить с рынка и требуют от оставшихся внедрения новаторских и эффективных методов производства.

- Либерализация цен. Освобождение цен было политически трудным решением, но оно сыграло решающую роль в создании рыночного давления на производителей всех видов продукции, начиная от потребительских товаров и заканчивая энергоносителями. Отмена субсидий также позволила иностранным товарам выйти на рынок без необходимости преодолевать дополнительные барьеры для свободной конкуренции.

- Приватизация. Уменьшение роли государства в управлении средствами производства позволило компаниям эффективно отреагировать на циклический характер рынка. Приватизация также позволила государству избавиться от убыточных компаний, которые ложились тяжким бременем на государственный бюджет, и сделала экономики региона привлекательными для иностранных инвесторов.

- Учреждение независимых регулирующих органов. То, что уменьшилось влияние государства на регулятивные решения, сыграло решающую роль в создании рыночной экономики, поведение которой предсказуемо. Когда государство активно вмешивается в рыночные отношения, это влечет за собой коррупцию и усиление политического влияния. Это особенно важно в финансовом, телекоммуникационном и топливно-энергетическом секторах.

- Разумная фискальная и кредитно-денежная политика. Сдерживание инфляции имеет решающее значение для развития предсказуемого и стабильного рынка. В то же время ограниченные и эффективные государственные расходы, ответственность за которые несет правительство, крайне важны для управления и смягчения последствий внедрения рыночных принципов.

Достигнутые результаты оказались весьма впечатляющими. Согласно базе данных к докладу "Перспективы развития мировой экономики" Международного валютного фонда, выпущенного в сентябре 2006 года, средний валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (выраженный в виде паритета покупательной силы) в Центральной и Восточной Европе в период с 1993 по 2005 год вырос на 112%, в то время как в Белоруссии, Молдавии и Украине за тот же период - лишь на 48%. Кроме того, эти далеко идущие реформы привлекли иностранных инвесторов. Независимо от способа их вхождения в экономику (посредством приватизации, создания совместных предприятий или инвестиций в новые объекты), иностранные инвесторы принесли переходным экономикам новые рабочие места, "ноу-хау" и значительные поступления от уплаты налогов. В результате в процессе модернизации или ликвидации неэффективных государственных производств иностранные инвесторы, привлеченные предсказуемостью преобразованной экономики, помогли восполнить пробел в занятости. В Белоруссии, Молдавии и Украине также были проведены некоторые из вышеперечисленных реформ, однако не было подлинной приверженности исполнению новых законодательных и нормативных актов, а это и привело к тому, что приток иностранных инвестиций оказался не таким большим, каким мог бы быть.

Экономические трансформации в странах, недавно вступивших в Европейский союз, далеко не завершены. Повсюду в регионе еще предстоит снизить уровень коррупции, ограничить бюрократию, сделать более прозрачными государственные закупки и устранить другие нетарифные барьеры. Однако проведенные после 1989 года либерализация торговли и масштабные структурные реформы, давшие толчок мощному и впечатляющему экономическому росту, уже едва ли могут быть обращены вспять. Именно эта предсказуемость, которой так недостает Белоруссии, Молдавии и Украине, обеспечивает благоприятный деловой климат, способствующий привлечению внутренних и внешних капиталов, созданию новых рабочих мест, экономическому росту и появлению более сильного и обеспеченного среднего класса. Все это - предпосылки для становления современной, глобальной экономики.