Введение механизма саморегулирования в строительной отрасли будет стимулировать к отсеиванию недобросовестных участников с этого рынка, считают разработчики законопроекта, который предусматривает замену лицензирования архитектурно-проектных, инженерно-изыскательных, строительных работ созданием саморегулируемых организаций (СРО), устанавливающих правила и стандарты в данных видах деятельности и контролирующих за их соблюдением своих членов. Оппоненты утверждают, что в этом случае довольно высок риск снижения конкуренции на рынке.

По словам руководителя Института экономики города Надежды Косаревой, реальность этих опасений будет зависеть от того, как все будет прописано в законе. Необходимо установить, что строительная организация, являющаяся членом саморегулируемой организации в Петербурге, сможет строить и в другом городе, полагает она. "Может быть и так: например, СРО просто не будет принимать в свои члены никого, кроме питерских компаний. То есть могут появиться ограничения региональных рынков", - сказала Косарева корреспонденту ИА REGNUM. 22 января на парламентских слушаниях в Госдуме были представлены предложения разработчиков законопроекта о саморегулировании в строительстве. Сам законопроект, как отметил глава комитета по собственности Виктор Плескачевский, может быть внесен нижнюю палату парламента в феврале.

Руководитель департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров считает, что законопроект может быть поддержан и принят в окончательном чтении в весеннюю сессию. "Еще два года назад, когда мы говорили, что саморегулируемые организации в строительстве - возможно, нам никто не верил. Рассчитываю, что они будут более эффективны с точки зрения контроля на рынке", - сказал чиновник. Он подчеркнул, что "государство не устраивало лицензирование: оно ничего не гарантировало ни строительной компании, ни потребителю; не покрывало никаких рисков". Отвечая на вопрос, возможно ли успеть с принятием закона до 1 июля, когда лицензирование в строительстве прекращается, он выразил надежду, что если все заинтересованные стороны будут работать так же слаженно, как и до сих пор, то закон появится в срок. В самом законе можно будет предусмотреть переходный период, по истечении которого он вступит в силу в полном объеме, добавил Шаров.

Глава Российского союза строителей Виктор Забелин отметил, что в тексте поправок нормы, касающиеся материальной ответственности членов СРО, пока прописаны "плохо". Размер компенсационного фонда "намечен 50 млн руб.", что, например, для Москвы "мало". "Все цифры можно поставить в скобки. Обсуждать их будем в последнюю очередь", - сказал Плескачевский.

Говоря об основном инструменте обеспечения ответственности членов СРО перед потребителями их услуг, по словам Плескачевского, "инструменте круговой поруки" - о компенсационном фонде, Косарева предложила заменить солидарную ответственность на субсидиарную. Она полагает, что возместить ущерб должны, прежде всего, лицо, своими действиями или бездействиями причинившее этот ущерб третьим лицам, страховая компания, с которой у строительной организации, архитектора-проектировщика или инженера-изыскателя заключен договор обязательного страхования ответственности, и только в последнюю очередь может быть задействован компенсационный фонд. Глава департамента Минэкономразвития обратил внимание на то, что включение механизма солидарной ответственности всех членов СРО - наиболее спорный вопрос ("кому хочется отвечать за нерадивого соседа?"), но только так, по его словам, можно обеспечить прозрачность участников рынка.

Поправки в Градостроительный кодекс начали разрабатывать около года назад, после того как было принято решение отказаться от лицензирования в сфере строительства, и, по словам Плескачевского, в их написании принимают участие Ассоциация строителей России, Российский союз строителей, Союз архитекторов России, комитет по собственности, Минэкономразвития.

Саморегулируемая организация - некоммерческая организация, объединяющая инженеров-изыскателей, архитекторов-проектировщиков, строительные организации. СРО устанавливает правила и стандарты деятельности своих членов, условия "вхождения на рынок", организует контроль за соблюдением членами требований Градостроительного кодекса, других законов, нормативных актов, стандартов, в том числе стандартов и правил самой СРО, представляет интересы своих членов перед органами власти, в том числе в спорах, обеспечивает доступ к информации о деятельности своих членов. Количество создаваемых СРО не ограничивается.

Разработчики предлагают запретить застройщику совмещать проведение инженерных изысканий и подготовку проектной документации, строительства, реконструкции опасных объектов капитального строительства. При строительстве опасных объектов (все незавершенные объекты капитального строительства, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства и объектов публичного или производственного назначения, в которых не может находиться одновременно более 30 человек) изыскательные работы проводятся либо застройщиком, если в его штате есть инженер-изыскатель, состоящий в СРО, либо по договору с другим инженером-изыскателем - членом СРО, либо организацией, в штате которой есть не менее двух инженеров, являющихся членами СРО. Аналогичные требования распространяются на подготовку проектной документации для строительства и реконструкции опасных объектов капстроительства.

СРО может организовать строительный контроль за своими членами и извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций. Соответствующие органы надзора за строительством привлекают СРО к участию в проведении контрольных мероприятий, если объектом надзора является ее члены.

Для формирования СРО необходимо не менее 100 строительных организаций или 300 архитекторов-проектировщиков и инженеров-изыскателей. СРО обязана принимать меры по недопущению конфликтов между ней и ее членами, поэтому одним из требований может стать наличие специализированного органа урегулирования споров между членами организации или споров с участием самой СРО.

При приеме членов она вправе проверять их соответствие требованиям законодательства. Эта проверка осуществляется специализированным подразделением организации путем экспертизы деятельности кандидата на вступление в данную саморегулируемую организацию. Кроме того, СРО вправе предъявлять дополнительные, не прописанные в данном законе, требования к своим членам.

Для обеспечения контроля за своими членами, СРО может проводить плановые и внеплановые проверки. Создаваемый с целью рассмотрения жалоб в отношении членов СРО дисциплинарный комитет может выносить предписания, обязывающие устранить нарушения в определенный срок, предупреждение, налагать штраф, рекомендовать исключение из членов данной саморегулируемой организации.

Деятельность СРО контролируется уполномоченным органом по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций с помощью плановых и внеплановых проверок. Решение о внеплановой проверке может быть принято на основании заявления от органов власти, правоохранительных органов, организаций, граждан о нарушении СРО или ее членами законодательства, нормативно-правовых актов. При этом, уполномоченный проверяющий орган может запросить у специализированного депозитария (контролирует управляющую компанию, которой СРО доверяет размещение средств компенсационного фонда) текущую денежную оценку размера фонда.

Если уполномоченным органом выявлены нарушения в действиях СРО, информация об этом направляется организации, и в течение двух месяцев после ее получения нельзя исключить СРО из единого реестра саморегулируемых организаций. Если по истечении этого срока, доказательство об устранении нарушений представлено не было, уполномоченный орган обращается в арбитражный суд с заявлением о ее исключении и реестра.

В целях обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями, к ним предъявляются обязательные требования о внесении взноса в компенсационной фонд данной саморегулируемой организации и о заключении договора обязательного страхования ответственности подрядчика. Стоит отметить, что размер компенсационного фонда и страховой суммы в предложениях не указаны. Отмечается, что "первоначально" фонд формируется исключительно в денежной форме за счет обязательных взносов членов саморегулируемой организации.

В целях обеспечения национальных интересов, формирования единых подходов к строительной, архитектурной, изыскательной видам деятельности, координации деятельности саморегулируемых организаций, их взаимодействия с органами власти и потребителями СРО организуют Национальный совет. В него должны войти более 50% всех СРО, объединяющих более 50% всех субъектов, осуществляющих строительные, изыскательные, архитектурные работы в России.