20 декабря в здани Московской Мэрии состоялась конференция "Проблемы и перспективы развития московской торговли: взгляд в 2005 год". Организаторами конференции выступили Департамент потребительского рынка и услуг Правительства Москвы, Ассоциация компаний розничной торговли, Ассоциация производителей и продавцов электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) и Московская Ассоциация предпринимателей. Официальными спонсорами мероприятия стали некоммерческое партнёрство "Московский торговый клуб", Московская Международная Бизнес Ассоциация и Ассоциация магазиностроителей "Витрина".

На конференции присутствовали министры Московского Правительства, руководители столичных префектур и управ, предприниматели и представители СМИ. Вступительное слово произнес Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев; от имени городской администрации и лично Мэра Москвы Ю. Лужкова он зачитал приветственное письмо, в котором была отмечено большое значение развития потребительского рынка Москвы как одной из наиболее важных отраслей экономики города, обеспечивающей услугами жителей и гостей столицы. Деятельность этой отрасли существенно связана с социально- экономической жизнью города в целом, и сегодняшняя конференция призвана привлечь внимание к её перспективам и проблемам. Далее в своём докладе В. Шанцев подвёл некоторые итоги развития московской торговли за период с 1992 по 2002 годы. 1992 год поставил московские власти перед проблемой жизнеобеспечения столичного мегаполиса в условиях серьёзного кризиса. За короткий срок было принято более 1500 нормативных актов, направленных на стабилизацию ситуации на потребительском рынке. Тогда же был создан Департамент потребительского рынка, и теперь, спустя 10 лет, налицо важность этого шага. За период реформ в Москве создано более 15 тыс. предприятий торговли, причём если в 1992 году лишь 28% из них обладали современной технологической базой, то сегодня этот показатель вырос до 75%. На данный момент торговые площади в Москве составляют приблизительно 8 млн. кв. метров.

В адрес Департамента потребительского рынка и услуг постоянно поступают предложения от банков и предприятий, касающиеся развития торгового сектора экономики города. По предвариктльным подсчётам, капитализация от реализации этих предложений может составить сумму до 3,5 млрд. рублей. Таким образом, очевидна привлекательность этого рынка для инвесторов; однако требуется ещё большее их привлечение, особенно из российских регионов. Инвестрование, кроме всего прочего, должно быть адекватным, то есть следует привлекать средства в те отрасли, где наиболее велик спрос на продукцию. Только так может быть достигнута максимально эффективная отдача от вложений. 2002 год отмечен важным достижением: товарооборот в розничной торговле Москвы преодолел планку 1 трлн. рублей и составил 30% от товарооборота по всей России. Однако ситуация требует дальнейшего наращивания объёма производства, повышения конкурентоспособности товаров и услуг. Это касается не только розничной, но и оптовой торговли, в которой существует целый комплекс проблем, прежде всего правовых. В некоторых торговых схемах товар проходит от 6 до 10 посредников; цена такого товара в результате оказывается чрезмерно завышенной. Выход на реального потребителя через реального посредника - одна из основных задач, отметил В. Шанцев.

Отчёт об итогах десятилетия реформ продолжил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков. По его словам, 10 лет - сравнительно небольшой срок, но для московской торговли он стал целой эпохой. В 1992 году, в условиях отсутсвия как теоретической базы, так и практического оптыа, многие начинания приходилось проводить методом проб и ошибок. Но в результате удалось не только сохранить управляемость и не допустить хаоса на рынке, но и добиться впечатляющих успехов. Столичный потребительский рынок преодолел также и последствия дефолта 1998 года, быстро наверстав упущенное и продолжив динамичное развитие. Сегодня доля Москвы в розничной тороговле составляет 30%, а в оптовой - 42% от общероссийской. В столице зарегестрированы 28 тыс. стационарных предприятий; из них 15,4 тыс. - предприятия торговли, 6,7 тыс. - общественного питания, 5,7 тыс. - бытового обслуживания. Следует отметить, что 99% торговых предприятий функционируют без вмешательства со стороны государства, то же относится к 97% предприятий общепита.

На данном этапе потребительский рынок Москвы можно оценить как стабильный, динамично развивающийся, насышщнный товарами и услугами, обладающий полноценной материальной базой.В этих условиях начат второй этап реформ, задачей котрого является выход на мировой рынок. По словам В. Малышкова, это не фантазия, в вполне реально осуществимая задача. В рамках её реализации Правительство Москвы составлена среднесрочная перспектива развития до 2005 года, а также утверждена долгосрочная генеральная схема до 2020 года. Приоритетными отраслями дальнейшей работы является преодоления отставания от столиц наиболее развитых государств в предоставлении городу торговых площадей; диверсификация форм розничной и оптовой торговли; расширение торговых сетей и создание новых торговых центров вблизи крупных транспортных узлов; создание системы эффективной конкуренции. Также намечено увеличение торговых площадей: если сегодня на 1. тыс. жителей приходится 904 кв. метров торговой площиди, то в рамках программы развития этот показатель планируется удвоить. Как особо отметил В. Малышков, речь идёт не только о количественном, но и о качественном росте на потребительском рынке. Важной задачей для системы столичной торговли является не только достижение, но и превышение мировых стандартов. Что касается конкретных ближайших планов Департамента и Правительства Москвы, то это, в частности, разгрузка Центрального округа столицы. Сейчас его доля в товрообороте превышает 50%; за счёт переноса нагрузки в другие округа эта доля должна сократиться до 3%. Очевиден интерес иностранных инвесторов к московскому рынку розичных сетей. За 9 месяце текущего года объём иностраннх инвестиций в столичную эеономику составил 6 млрд. долларов, и 70% приходится на потребительский рынок. В Москву пришли такие крупные международные компании как "Ашан", "Метро cash & carry", ИКЕА, ведущие активное строительств в районе МКАД и Третьего транспортного кольца. Активно ведут себя и российские инвесторы: примером тому являются таие торговые центры как "Атриум", "Вавилон", ТЦ "Южный" и другие. За 10 лет в столице созданы блее 30 сетей, специализирующихся на торговле продовольствием, и около 20 - непродовольственных. В 2003 году ожидается дальнейший бурный рост этой отрасли рынка. Значсительным резервом здесь является торговля на рынках. За 2002 год их количество соератилось с 240 до 156, причём некотрые из них не закрылись, а были предоразованы в торговые центры. Московские власти и дальше намерены работать в этом направлении: в частности, к концу года точно будут закрыты 6 рынков, из них 3 - на стадионах. Не секрет, что очень большое количество москвичей относятся к категории социально незащищённых граждан, чей доход невысок. Для них создаются магазины- дискаунтеры, предлагающие широкую систему скидок, достигающих 15-20%. Это одно из наиболее перспективных направлений развития торговли на ближайший период, отметил В. Малышков. Сейчас доля дискаунтеров в розничном товарообороте составляет только 12%, в то время как торговля на рынках обеспечивает 26%. Сокращение этого разрыва - очень важная задача для Департамента потребительского рынка и услуг.

Москва готова расширять сотрудничество с регионами России: в этих целях создана структура "Мосрегионторг". На данный момент заключено уже более 250 договоров с роставщиками из регионов и государств СНГ, это партнёрство будет наращиваться и в дальнейшем. Формирование цивилизованного рынка невозможно без крепкой правовой базы. Сегодня законодательной властью Москвы ведётся активная работа по приведению столичного законодательства в соответствие с федеральным. От успешности этого начинания в значительной мере зависит эффективность работы московских предпринимателей. Здесь же следует отметить и другую актуальныю проблему: вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов со стороны властей различных уровней. Предпринимателя нельзя терроризировать: с этим согласны все. Защита должна быть обоюдной, касающейся как потребителя и его прав, так и предпринимателя. В связи с этим вопросом в Мосгордуме обсуждается и скоро будет принят Закон об административной ответственности за нарушения в сфере потребительского рынка и услуг. С той же целью создан Центр координации контрольной деятельности, курируемый Мэром Москвы. Законодательство в сфере лицензирования, налогообложения, подготовка и переподготовка квалифицированнх кадров - налицо целый комплекс проблем, и его решение является залогом успешного развития рынка торговли. Подводя итоги, В. Малышков сказал: "Эта конференция - только первый щаг в большой и кропотливой работе по реализации наших планов, в диалоге власти и бизнеса, который должен вестись постоянно, по всем возникающим рабочим вопросам".