Эксперт: Проект Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку противоречит интересам Грузии
Армения, 28 декабря, 2006, 12:43 — ИА Регнум. Проект
"Вопрос состоит в том, что Турция пытается свести к минимуму роль портов Поти и Батуми, и на эти цели, как мы видим, тратятся значительные средства", - считает эксперт. Кроме того, в данном вопросе необходимо также учитывать фактор США. В данном случае, считает Казинян, США все равно какие проекты будут реализованы в южно-кавказском регионе, единственное требование - обеспечение направления восток-запад, а не север-юг. Именно по этой причине официальный Вашингтон проявляет довольно сдержанную - в определенной степени "проармянскую" позицию - относительно целесообразности и перспектив прокладки железнодорожного полотна Карс - Ахалкалаки - Тбилиси; в известной степени США поддерживает подход официального Еревана на предмет обоснованности эксплуатации железной дороги связывающей Карс и Тбилиси через армянский Гюмри, ибо в таком случае удовлетворяет интересы армянского лобби и официального Еревана (с одной стороны) и обеспечивает широтное направление коммуникаций - с другой. В большей степени, как предполагает эксперт, США заинтересованы в членстве Грузии в
В целом, по оценкам Казиняна, для Турции была бы выгодной эксплуатация железной дороги Карс-Гюмри-Тбилиси. "Во-первых, это стало бы жестом доброй воли по отношению к Армении. Кроме того, это бы лишило необходимости тратить $400 млн. на строительство участка Карс-Ахалкалаки", - считает эксперт. Более того, заметил Казинян, в данном случае Армения становится заложником, поскольку всего лишь связывает Азербайджан с Турцией и не более. "В данном случае у Армении нет выхода к России, трудно представить, чтобы армянский поезд сумел доехать до России, минуя 7-8 областей Азербайджана", - сообщил он. По оценкам эксперта, единственным фактором, который заставляет Турцию не согласится с данным вариантом, это объективно угрожающая ее долгосрочным интересам та перспективная опасность, которая может возникнуть в случае модернизации грузинских портов и функционирования более стабильной связи между последними и восточноевропейскими черноморскими портами.