"Режим Туркменбаши был самым авторитарным режимом на территории бывшего Советского Союза. В силу его закрытости очень сложно комментировать, что будет происходить "под ковром" после того, как с политической арены ушел человек, полностью контролировавший установленный им режим личной власти. Видимо, уже в ближайшее время станет ясно, сможет ли его преемник сохранить этот режим, либо в стране резко обострится политическая борьба, которая может основываться на противоборстве кланов и не только". Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил директор Института стран США и Канады РАН Сергей Рогов.

"Ситуация в Туркменистане будет иметь очень заметные международные аспекты, - сказал эксперт. - В случае политической нестабильности это неизменно будет отражаться и на бывших советских республиках, ныне независимых: на странах Средней Азии, а может быть даже и Закавказья. Могут играть определенную роль и внешние факторы. В частности, позиции Ирана и Турции. Несомненно, можно ожидать активизации американской и европейской политики в отношении Туркменистана, который воспринимался, как "черная дыра", и в силу этого просто не фигурировал в повестке дня". Сергей Рогов напомнил, что в отношении Узбекистана некоторое время назад были предприняты жесткие карательные меры "после того, как этот режим вышел из категории дружественных режимов Запада и был зачислен в другую категорию". "Туркменистан просто был нигде", - сказал эксперт.

"Сейчас Туркменистан может превратиться в некую клетку шахматной доски. Здесь особенно важную роль сыграет фактор газа. Туркменский газ сегодня является одной из главных опор компромиссного решения по энергоснабжению Украины. Туркменский газ сглаживал давление "Газпрома" на Украину и давал украинскому руководству передышку. Если начнется пересмотр заключенных соглашений, то Украина может оказаться в очень сложной ситуации, поскольку поставки российского газа на Украину, насколько я понимаю, практически не предусмотрены, он лишь идет транзитом в Европу", - отметил Рогов.

Директор Института стран США и Канады РАН также напомнил о возможности поставки туркменского газа через Афганистан в Пакистан и Индию. "Десять лет назад этот вопрос рассматривался, как крайне актуальный, наряду, скажем, со строительством трубопровода из Азербайджана в Турцию. Но мы знаем, что в Турцию трубопровод построили, и он начал действовать, а с Пакистаном этого не произошло, поскольку талибы, с которыми американцы вели об этом разговор, как известно, прекратили свое существование. И сегодня Афганистан находится в состоянии множественной войны. Я не исключаю, что могут быть предприняты попытки реанимировать этот проект и переориентировать туркменский газ на юг и юго-восток".

Резюмируя, Сергей Рогов подчеркнул, что та стабильность, которую создавал авторитарный режим Ниязова, с его смертью, видимо, прекратит свое существование. "И возможны разные варианты". Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM, следует ли ожидать активных действий США в отношении Туркмении, эксперт сказал: "Пока совершенно не известно, с кем иметь дело, кто выплывет на поверхность. То, что американцы могут активизироваться - нельзя исключать, но пока неясен даже расклад фигур. Поэтому сейчас на эту тему спекулировать бессмысленно. Безусловно, возможность такая возникает, но будет ли она реализована, нельзя сейчас об этом сказать".