Департамент финансов разработал методику прогнозирования доходов и расходов консолидированного бюджета Тверской области на 2003 год. Как сообщил начальник департамента финансов Александр Котляр, новая методика разработана прежде всего для того, чтобы на основе финансовых нормативов обеспечить единые подходы к прогнозированию доходной и расходной частей областного и местных бюджетов, обеспечить объективность распределения финансовой помощи муниципальным образованиям. Расходная часть консолидированного бюджета области на 2003 год планируется в сумме 11 575 млн. рублей (на 9,9% больше суммы ожидаемых расходов в 2002 году), из которых 52,9% должна быть направлена на содержание социально-культурной сферы.

Расходы областного бюджета прогнозируются в сумме 8 431 млн. рублей (рост по сравнению с 2002 годом - 10,2%), из которых 1 339,6 млн. рублей поступят муниципальным образованиям в качестве финансовой помощи. Предельный размер дефицита областного бюджета составляет 668,3 млн. рублей. В проекте областного бюджета предусмотрены дотации муниципальным образованиям, где испытываются трудности с организацией поставок топлива, на его частичное приобретение на основании решений местных органов исполнительной и представительной власти. Расходы на целевое финансирование централизованных закупок топлива для нужд предприятий ЖКХ и объектов социально-культурной сферы составят 439,5 млн. рублей, в том числе 200,5 млн. рублей за счет средств областного бюджета.

В проекте также предусмотрены средства - 109 млн. рублей, в том числе 89,8 млн. рублей для г.Твери - для сокращения и частичного погашения задолженности организаций и учреждений, финансируемых из бюджетов муниципальных образований, за потребленную в прошлые годы электрическую и тепловую энергию. Более ощутимы станут государственные гарантии бесплатной медицинской помощи неработающему населению: этот вид платежей в Тверской территориальный фонд обязательного медицинского страхования планируется осуществлять за счет средств областного бюджета. В составе расходов областного бюджета предусмотрены средства на реализацию федеральных законов "О ветеранах" (303 млн. рублей), "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (24,8 млн. рублей) в части финансирования расходов, подлежащих возмещению за счет региональных бюджетов. Рост расходов областного бюджета на медикаменты составит 15,0%, на питание - 37,4%, на бесплатное протезирование - 32,5%.

Из областного бюджета будут финансироваться имеющие общеобластной характер расходы, в частности: Основные направления расходов областного бюджета г. (млн. рублей): государственное управление - 359,0; судебная власть (мировые судьи) - 43,2; правоохранительная деятельность - 481,3; народное хозяйство - 1451,4; в т.ч. строительство и архитектура - 305,0; сельское хозяйство - 231,9; ЖКХ - 439,5; социально-культурная сфера, всего - 2473,6; в т.ч. образование - 256,5; культура и искусство - 139,4; средства массовой информации - 30,1; здравоохранение - 1013,1; физическая культура и спорт - 80,0; социальная политика - 949,6; обслуживание государственного долга - 95,5; дорожное хозяйство - 1258,2; финансовая помощь муниципальным образованиям - 1339,6.

В сфере межбюджетного регулирования, как и в прошлые годы, общий размер дотаций из фонда финансовой поддержки муниципальных образований определен исходя из необходимости обеспечить сбалансированность местных бюджетов. Чтобы поднять их заинтересованность в развитии собственной доходной базы, в областном бюджете предусмотрено создание стимулирующей части фонда финансовой поддержки (23 млн. рублей). Она будет распределяться на объективной основе тем муниципальным образованиям, которые обеспечили на своих территориях в 2001 году и обеспечат в 2002 году прирост налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области. Полученные средства они вправе направлять на развитие социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, налогового потенциала своих территорий. В рамках разграничения расходных полномочий между областным и местными бюджетами в расходах областного бюджета предусмотрены субвенции муниципальным образованиям на текущие расходы по реализации федеральных законов "О погребении и похоронном деле", "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "Об основах федеральной жилищной политики", "О донорстве крови и ее компонентов", Указа Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". В статьи бюджета также заложены субвенции на выплаты пособий многодетным семьям, родителям военнослужащих срочной службы, погибших при исполнении воинского долга в Афганистане и Чеченской Республике в рамках постановлений губернатора области. Кроме того, предусмотрены субвенции на реализацию органами местного самоуправления полномочий органов государственной власти Тверской области по регистрации актов гражданского состояния, субсидии на поддержку сельхозтоваропроизводителей, пострадавшим от стихийных бедствий, субвенции на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы с 1 октября 2003 года.

На реализацию федеральных и областных целевых программ предусмотрено 1351,6 млн. рублей. Финансирование капитального строительства социальной части адресной инвестиционной программы планируется в сумме 236 млн. рублей, объектов сельского хозяйства - 58,6 млн. рублей. В 2003 году будет продолжена реализация программы "Ипотечное жилищное кредитование", на которую запланировано выделить 25 млн. рублей. Не останется без поддержки реальный сектор экономики. Предоставление налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей предполагается в размере 15 млн. рублей, инвестиционных налоговых кредитов на реализацию инвестиционных проектов - в пределах 4,5 млн. рублей. Лимит бюджетных кредитов юридическим лицам и фермерским хозяйствам планируется в сумме 14 млн. рублей. Анализ исполнения доходной части консолидированного и областного бюджетов за предыдущие годы свидетельствует о реальном прогнозировании доходной базы. Это дает основания полагать, что бюджет области на 2003 год является реальным и исполнимым.