Как привлечь бизнес в ЖКХ? Мнения экспертов

Москва, 13 декабря 2006, 09:00 — REGNUM  Корреспондент ИА DAILYSTROY обратилcя к экспертам с вопросом, как привлечь бизнес в ЖКХ.

Александр Шохин, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП): "Бизнес активно привлекается в ЖКХ. Например, если говорить о Екатеринбурге - один крупных российских предпринимателей, владелец "СУАЛ - Холдинга" Виктор Вексельберг реализует крупнейший проект по строительству жилого района, рассчитанного на 300 тысяч жителей. Проект в себя включает создание коммунальной инфраструктуры, применение новых строительных технологий. Многие крупные компании - РАО "ЕЭС России", "Альфа - групп" также готовы идти в жилищно-коммунальную инфраструктуру, но хотелось бы, чтобы правительство определило возможности государственно-частного партнерства. Для крупного бизнеса жилье - не дополнительный проект, а проект, связанный с основным производством. Нужно привлекать квалифицированную рабочую силу. Кроме того, рабочая сила должна жить в нормальных условиях, ведь сейчас только зарплатой работников не привлечешь. Поэтому жилье и связанное с этим ЖКХ представляет сегодня большой интерес бизнеса".

Марина Игнатова, Председатель комиссии по проблемам ЖКХ ОПОРЫ РОССИИ: "Частный бизнес в сферу ЖКХ привлечь просто необходимо, поскольку только при активном его участии возможно нормальное будущее этой отрасли в нашей стране. Государственные учреждения за столько лет монопольного единовластия на рынке ЖКУ совершенно перестали считаться с интересами своих клиентов, пользователей жилищно-коммунальных услуг. Лишь формирование конкурентной рыночной среды частных Управляющих компаний может создать качественную альтернативу существующему ныне удручающему положению вещей".

"Но этому, казалось бы, в свете проведения реформы ЖКХ закономерному преобразованию, в данный момент препятствуют две глобальные проблемы - законодательная и "ремонтная", - отметила Игнатова. - Первая заключается в недостаточной проработанности нынешних правых актов, регулирующих частную деятельность в сфере ЖКХ. Это сильно осложняет приход частного бизнеса в эту сферу экономики, в которой проработанность законов и гарантии стабильности для частного бизнеса чрезвычайно важны, в силу долгосрочной окупаемости необходимых вложений".

По мнению эксперта, вторая проблема еще сложнее. "Она заключается в пока не разрешенном вопросе - кто будет оплачивать капитальный ремонт жилищного фонда и коммунальных коммуникаций, оставшихся с советских времен. Дело в том, что почти половина жилья и большая часть коммуникаций находятся сейчас в состоянии, требующем капитального ремонта. На это нужны колоссальные средства, которые частному бизнесу взять негде. А брать на баланс предаварийные коммуникации и строения и нести за них ответственность - это для частных Управляющих компаний равнозначно самоубийству. Как только эти два вопроса будут решены нашим государством - частный бизнес с готовностью придет в сферу ЖКХ и сможет составить более чем достойную альтернативу государственным управляющим компаниям. Я убеждена в этом, поскольку имею положительный опыт управления ЖКХ частной компанией".

Николай Федосеев, Заместитель Руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы: "Вопрос сложный. Могу с точностью сказать одно - москвичи, к сожалению, пока не готовы к самостоятельному управлению своими домами. А это значит, что и частный бизнес придет в эту сферу не скоро. Дело не в том, что его нужно завлекать. Частник уже сейчас идет в ЖКХ. Дело в том, что бизнес пока еще не настолько профессионален, чтобы ему можно было доверить жилищно-коммунальное хозяйство. Лучше ДЕЗов этого никто пока не сделает. Да и законы несовершенны. Необходимо одновременно корректировать законодательную базу и проводить профессиональное обучение частных управляющих. Тогда со временем мы сможем допустить бизнес к управлению ЖКХ".

Александр Хинштейн, депутат Государственной Думы ФС РФ, "Единая Россия": "Внедрение бизнеса в ЖКХ возможно в крупных городах, но для этого нужна добрая воля руководителей муниципалитетов. Руководители муниципалитетов, ДЭЗов, РЭО должны перестать воровать. Вот пример: я депутат в Нижнем Новгороде и могу рассказать, как проходит реализация закона о выборе управляющей компании. Во все почтовые ящики граждан приходит информация изъявительного характера. Если граждане не приходят с высланными анкетами и не заявляют о своем выборе управляющей компании, то у них продолжаются договорные отношения с МУПом, который их обслуживал. При этом цены на услуги ЖКХ увеличиваются, а уровень качества остается тем же. Когда заявляешь об этом руководству города, то с их стороны получаешь недовольство и укор. Мы хотим провести эксперимент в ряде районов, изменить форму предоставления услуг и помочь людям с выбором управляющей компании, взять под контроль управляющую компанию, чтобы посмотреть, насколько эффективно это может быть, и избежать тупого воровства".

Иван Грачев, Председатель Совета Общероссийской партии "Развитие предпринимательства": "Здесь требуются значительные усилия государства. Необходимо дать бизнесу гарантии окупаемости его вложений в систему ЖКХ. Бизнес должен понять, что его затраты не будут напрасными. Возьмем, к примеру, энергетику. Предприниматель вкладывается в строительство электрической подстанции, а потом выясняется, что с ним никто не будет заключать договор. Гарантии могут быть даны в виде государственного софинансирования коммерческих программ. Или путем законодательного закрепления определенных преференций для бизнеса, участвующего в модернизации ЖКХ. Нужны гарантии".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.